Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Урегулирование конфликта интересов

Переплетение профессиональных и личных отношений недопустимо с точки зрения закона. Когда служебное положение становится потенциальным источником выгоды для занимающего его лица, говорят о возникновении конфликта интересов.  Разрешение таких столкновений общественной и частной заинтересованности  — это в первую очередь вопрос добросовестности и беспристрастности лиц, занимающих ответственные должности. Но имеются и правовые рамки и ограничения, за пределы которых нельзя выходить. В этой статье расскажем, какие существуют меры противодействия коррупции и способы урегулирования  столкновений различных интересов, а также их предотвращения.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Противодействие коррупции и урегулирование конфликта интересов
  2. Цель урегулирования конфликта интересов
  3. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
  4. Непринятие мер по урегулированию конфликта интересов
  5. Порядок урегулирования конфликта интересов

Противодействие коррупции и урегулирование конфликта интересов

Понятие конфликта интересов неразрывно связано с системой противодействия коррупции. Определение этого термина дано в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. При этом речь идет о таких служащих, которые в соответствии со своим функционалом должны совершать действия, направленные:

1) на предотвращение возможных конфликтов интересов;
2) устранение уже возникших разногласий подобного рода.

Отрицательное влияние может быть прямым или косвенным.

В части 2 статьи 10 закона № 273-ФЗ раскрывается, что законодатель подразумевает под личной заинтересованностью:

1) получение денежных или иных имущественных доходов;
2) приобретение услуг или выгод, несущих нематериальную ценность.

Возникновение конфликта интересов не означает, что коррупционное правонарушение уже совершено. Это ситуация, которая с высокой степенью вероятности может привести к одному из следующих коррупционных деяний:

1) получение взятки;
2) злоупотребление полномочиями;
3) нецелевое использование бюджетных средств.

Урегулирование такой ситуации представляет собой упреждающую, профилактическую меру. Оно направлено на недопущение перехода потенциальной угрозы в реальное противоправное действие. Таким образом, система урегулирования конфликтов интересов – это один из основных профилактических инструментов антикоррупционной политики. Она позволяет выявлять и нейтрализовать риски до того, как будет причинен ущерб государственным или общественным интересам.

Цель урегулирования конфликта интересов

Основная цель урегулирования возможных столкновений личного и публичного интереса заключается в своевременном выявлении спорных ситуаций и их разрешении законными способами. Делается это для предотвращения причинения вреда интересам общества, государства или организации. Эта глобальная цель распадается на несколько конкретных задач.

Первостепенной целью является обеспечение принципа верховенства закона и беспристрастности государственного аппарата. Когда служащий принимает решение, на которое влияет его личная заинтересованность, это решение перестает быть объективным и справедливым. Урегулирование конфликта призвано восстановить приоритет публичных интересов над частными.

Не менее важной задачей является защита организации, государственного или муниципального органа от репутационных рисков и возможных финансовых или юридических потерь. Даже неподтвержденные подозрения в пристрастности могут серьезно подорвать доверие граждан, клиентов или акционеров. Прозрачная и эффективная система урегулирования конфликтов демонстрирует отношение организации к принципам добросовестного управления.

Наконец, урегулирование конфликта интересов служит защите служащего. Своевременное заявление о возникшей ситуации и ее последующее разрешение под руководством руководителя или комиссии снимает с сотрудника личную ответственность за возможные негативные последствия и защищает его от обвинений в корыстных побуждениях. Это создает здоровую рабочую среду, основанную на доверии и прозрачности.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Комплекс возможных мер условно можно разделить на две большие группы:

1. Предупредительные (превентивные) меры. Они предпринимаются еще до возникновения проблем;
2. Меры, направленные на урегулирование выявленного столкновения.

В соответствии с частью 3 статьи 10 закона № 273-ФЗ принимать такие меры должны:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • работники Центробанка;
  • работники госкорпораций и публично-правовых компаний, СФР, а также других организаций, основой создания которых являются федеральные законы;
  •  финансовые уполномоченные, а также руководители служб, обеспечивающих их деятельность;
  • работники, должности которых включены в особые федеральные перечни;
  • иные категории лиц, если это прямо установлено федеральным законом.

Превентивные меры начинаются с создания правовой и организационной основы. Каждая организация, особенно государственная, обязана разработать и внедрить локальные нормативные акты в этой сфере. Они должны регламентировать порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов. Нужно, чтобы в таких документах содержалось:

1) четкое определение рассматриваемого явления. Важно, чтобы формулировка учитывала специфику деятельности организации;
2) описание процедур, способствующих предотвращению и выявлению конфликта;
3) перечень ответственных лиц.

Главной превентивной мерой является декларирование. Служащие обязаны ежегодно представлять сведения:

1) о своих доходах;
2) своих расходах;
3) об имуществе и обязательствах имущественного характера;
4) о своих супругах и несовершеннолетних детях. Эта обязанность закреплена в Указе Президента РФ от 23.06.2014 № 460. Она позволяет выявлять потенциальные противоречия между должностными обязанностями и личным благосостоянием ответственных работников.

Кроме того, важную роль играет обучение и информирование сотрудников. Многие служащие могут не подозревать о наличии конфликта или не придавать ему значения. Регулярное проведение тренингов, семинаров и разъяснительной работы способствует появлению понимания, в какой момент может возникнуть столкновение интересов. Таким образом формируется антикоррупционное сознание.

Меры непосредственного урегулирования применяются тогда, когда конфликт интересов уже возник. Федеральный закон «О противодействии коррупции» и методические рекомендации по урегулированию конфликта интересов, разрабатываемые соответствующими органами (например, Минтрудом РФ), предлагают множество способов его разрешения. К ним относятся:

— отвод или самоотвод служащего от участия в процессе принятия решения, если он является заинтересованным лицом. Это наиболее простой и распространенный способ;
— передача служащим своих личных активов (например, ценных бумаг компании, которая является контрагентом) в доверительное управление на время возникновения конфликта. Данная мера гарантирует, что служащий не сможет извлечь личную выгоду из своих решений;
— изменение должностного или функционального положения служащего, вплоть до его перевода на другую должность, не связанную с источником конфликта;
— отказ служащего от выгоды, послужившей причиной возникновения конфликта. В этом способе акцент делается на добросовестность работника. К примеру, сюда относится отказ от подарка, который может быть расценен как средство влияния на принимаемое решение.

Конкретную меру выбирает руководитель организации или специально созданной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Прежде чем будет принято какое-либо решение, необходимо всесторонне изучить ситуацию и все сопутствующие обстоятельства.

Непринятие мер по урегулированию конфликта интересов

Игнорирование служащим или его руководителем возникшего конфликта интересов является грубым нарушением служебной дисциплины и антикоррупционного законодательства. Непринятие мер по регулированию такого столкновения интересов, особенно если оно привело к негативным последствиям, влечет за собой серьезную ответственность.

Отказ урегулировать конфликт интересов может повлечь за собой применение к служащему мер дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или увольнение в связи с утратой доверия (ст. 192 ТК РФ, ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Увольнение в связи с утратой доверия обычно является крайней мерой. Его применяют при грубых нарушениях, в том числе при непринятии мер по предотвращению или урегулированию столкновения интересов. Обычно отсутствие должного реагирования влечет за собой неправомерное использование служащим своего должностного положения. Но даже если никакой выгоды чиновник не получил, его тем не менее могут уволить, и суды считают подобный подход законным.

В качестве примера можно привести Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 № 88-1571/2024, в котором суд подтвердил правомерность увольнения чиновника, находившегося на государственной службе. Он не сообщил о том, что подведомственные ему компании заключили договор с юрлицом, руководитель которого являлся его родственником. В ходе судебного заседания чиновник пытался доказать, что не получил никакой выгоды в сложившейся ситуации, однако суд не внял его доводам, признав увольнение в связи с утратой доверия обоснованным.

Кроме того, если непринятие мер привело к совершению коррупционного правонарушения (например, получению взятки или злоупотреблению полномочиями), наступает уголовная ответственность по ст. 285, 290 УК РФ. В данном случае непринятие мер может быть рассмотрено как соучастие в преступлении.

Помимо юридической ответственности, непринятие мер наносит репутационный ущерб, причем как служащему, так и организации в целом. Оно демонстрирует слабость системы внутреннего контроля, недобросовестность руководителей и подчиненных, что точно не способствует доверию и стремлению наладить деловые отношения с такой компанией.

Порядок урегулирования конфликта интересов

Процедура урегулирования конфликта интересов представляет собой четко регламентированный алгоритм действий. Цель — обеспечение объективности и законности принимаемых решений. Перечислим основные этапы этой процедуры.

1. Выявление и заявление о конфликте. Процесс начинается с выявления потенциального или реального конфликта. Это может произойти несколькими путями:
— служащий заявляет о возникшей ситуации в письменной форме своему непосредственному руководителю;
— руководитель обнаруживает признаки конфликта в ходе выполнения служебных заданий;
— информация поступает из других источников (обращения граждан, коллег, результаты проверок).

2. Рассмотрение уведомления. Руководитель организации, получив уведомление, обязан незамедлительно оценить представленную информацию. В большинстве случаев, особенно в государственных органах и крупных корпорациях, для детального рассмотрения конфликта создаются специальные комиссии по урегулированию конфликтов интересов. В состав такой комиссии входят представители руководства, кадровой и юридической служб. В некоторых случаях для обеспечения объективности имеет смысл привлечь независимых экспертов.

3. Проведение проверки и анализ. Комиссия проводит всестороннюю проверку: запрашивает необходимые документы, проводит беседы с заинтересованным служащим, его коллегами, изучает все обстоятельства дела. Целью проверки является:

1) установление всех фактов, подтверждающих или опровергающих наличие конфликта;
2) оценка степени его потенциального влияния на принимаемые решения.

4. Принятие решения. По результатам проверки комиссия готовит мотивированное заключение, в котором дает оценку ситуации и рекомендует конкретные меры по урегулированию конфликта. Окончательное решение принимает руководитель организации. Оно оформляется в виде приказа или распоряжения.

5. Исполнение решения и контроль. Служащий обязан выполнить все предписания, содержащиеся в решении руководителя (например, передать ценные бумаги в доверительное управление, написать заявление об отводе). Контроль за исполнением принятых мер осуществляется руководителем или уполномоченным подразделением (допустим, кадровой службой).

Урегулирование столкновения интересов должно производиться непрерывно. Оно предполагает:
1) создание нормативной базы;
2) профилактику спорных ситуаций;
3) выявление имеющихся конфликтов;
4) их разрешение.

От того, насколько эффективен механизм избавления от возможных конфликтных ситуаций, зависит развитие организации в целом, а также общая ориентированность всего государства.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь