В России весь грузовой транспорт для проезда по дорогам общего пользования должен соответствовать установленным нормативам по массе, габаритам и нагрузке на оси. Соблюдение этих параметров контролируется с помощью системы весогабаритного контроля. В этой статье мы разберем, как устроена система контроля, как проводятся проверки, каковы допустимые погрешности измерений и какие штрафы грозят нарушителям.
Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Содержание
- Проверка весогабаритного контроля
- Система весогабаритного контроля
- Погрешность при весогабаритном контроле
- Штрафы за нарушение весогабаритного контроля
- Обжалование штрафов
Проверка весогабаритного контроля
Проверка соответствия транспортных средств установленным нормам осуществляется в специальных пунктах весогабаритного контроля (ПВГК). Согласно подпунктам 4, 5 порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденному Минтрансом России и действующему с 1 января 2021 года, существует три типа таких пунктов:
1) стационарные пункты (СПВГК). Они располагаются на постоянной основе на определенных участках автомобильных дорог. Транспортное средство по указанию оператора или знакам останавливается и заезжает на платформу с весами для точного измерения параметров (п. 4);
2) передвижные пункты (ППВГК) организуются на базе автомобилей или прицепов и могут разворачиваться временно в различных местах. Это позволяет контролировать транспортные потоки на разных участках дорог, включая региональные и межмуниципальные (п. 5);
3) автоматические пункты (АПВГК). Являются наиболее технологичными, поскольку позволяют измерять параметры машины непосредственно в движении, без остановки (п. 4) датчики, расположенные под дорожным полотном, и лазерные сканеры фиксируют необходимые данные, когда автомобиль проезжает через контрольную зону на скорости до 110 км/ч.
Процедура проверки на стационарных и передвижных пунктах включает три последовательных этапа.
Первый этап. Проводится визуальный контроль. Должностное лицо уполномоченного контрольно-надзорного органа визуально выявляет в транспортном потоке автомобиль с признаками возможного превышения параметров.
Второй этап. Транспорт направляется на площадку для инструментального контроля, в ходе которого выполняются разные измерения габаритов и других параметров.
Третий этап. Является завершающим. Предполагает проведение документального контроля, заключающегося в проверке наличия необходимых разрешительных документов на перевозку, если она является негабаритной или тяжеловесной.
Нужно отметить, что с 23.09.2025 действует новый административный порядок предоставления государственной услуги по выдаче спецразрешения на движение по автодорогам тяжеловесных и крупногабаритных машин (Приказ Росавтодора от 08.08.2025 № 106). Он был зарегистрирован в Минюсте 11.09.2025 за № 83514.
Чтобы получить разрешение, владелец транспортного средства должен подать заявление с комплектом документов в Росавтодор одним из следующих способов:
— через Единый портал госуслуг (ЕПГУ);
— через специализированную информационную систему Росавтодора (ФГИС);
— на бумаге в орган местного самоуправления.
Среди прочего нужно обязательно приложить квитанцию об оплате госпошлины в размере 1 600 рублей (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
При положительном решении уполномоченный орган вносит в федреестр соответствующую запись, а заявителю выдает на руки выписку из этого реестра в электронной форме или в отдельных случаях на бумаге.
Система весогабаритного контроля
Сайт ФКУ «Росдормониторинг» сообщает, что в июне 2025 года в Волгоградской области на автодороге Р-260 было зафиксировано 88 проездов со средним превышением допустимой массы на 88 процентов. В тот же месяц 2025 года в Московской области на дороге А-104 было выявлено 20 проездов со средним превышением допустимой массы на 50 процентов. Имеются данные о нарушениях, выявленных и в других регионах.
Проезд тяжеловесных и негабаритных машин по дорогам, где установлены ограничения по допустимой массе, приводят:
1) к повреждениям дорожного полотна;
2) необходимости более частого ремонта дорог;
3) выделению дополнительных средств на содержание дорожного хозяйства;
4) увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.
Выявлять нарушения в этой области позволяет современная система весогабаритного контроля. Она представляет собой комплекс технологических решений и организационных мер, направленных на выявление нарушений в области превышения допустимой массы транспортных средств.
Прохождение автомобилей через процедуру измерения габаритов и взвешивания осуществляется с помощью специального оборудования. Для взвешивания используются как традиционные платформенные весы для статического контроля, так и динамические системы, позволяющие измерять массу и осевые нагрузки в движении. Для измерения геометрических параметров применяют лазерные сканеры. Например, НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех разработал первый отечественный лазерный сканер для АПВГК, способный проверить габариты любого транспорта, движущегося со скоростью до 100 км/ч., с точностью до 20 мм. Автоматический пункт контроля работает с помощью сенсоров для фиксации момента проезда, камер для распознавания номерных знаков и скорости, а также передатчиков для отправки данных в единый информационный центр.
Погрешность при весогабаритном контроле
Вопрос точности измерений является одним из самых актуальных для перевозчиков, так как от этого напрямую зависит правомерность привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 15 порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 31.08.2020 № 348 (далее — приказ № 348), процедура обработки данных, полученных при фиксации весогабаритных параметров транспорта, состоит из трех этапов:
1) фиксация параметров. Это первичный этап. Он заключается в простом снятии показаний с измерительного оборудования (весы, датчики, лазерные сканеры).
2) корректировка на погрешность. Это основной этап для обеспечения справедливости. Из измеренного значения параметра (массы или габарита) обязательно вычитается инструментальная погрешность измерительного прибора. Это означает, что при определении факта нарушения система учитывает возможную неточность оборудования в пользу водителя.
3) сравнение с нормой. Финальный этап — сравнение уже скорректированного значения («применяемой величины») с установленным законом допустимым параметром или с параметром, указанным в специальном разрешении (для негабаритных или тяжеловесных перевозок). Нарушение фиксируется только в том случае, если скорректированное значение превышает допустимый предел.
Действующий приказ № 348 не устанавливает универсальных величин допустимой погрешности для пунктов весогабаритного контроля. Однако из пункта 27 можно заключить, что окончательный расчет массы транспортного средства производится с учетом пределов допустимой погрешности, указанных в паспорте средства измерений, которое использовалось при взвешивании.
Таким образом, процедура весового и габаритного контроля гарантирует, что при определении нарушения будет учитываться максимально возможная погрешность измерительного оборудования, что делает контроль более точным и защищает перевозчиков от штрафов из-за неточностей техники.
Пример. Если весы показали массу автомобиля 41 тонна, а их паспортная погрешность составляет ± 1 процент, то для принятия решения будет использоваться очищенное значение: 41 т — 1 процент = 40,59 тонны.
Штрафы за нарушение весогабаритного контроля
Ответственность за нарушение правил перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов предусмотрена ст. 12.21.1 КоАП РФ. Штрафы взимаются преимущественно с собственника (владельца) транспортного средства, независимо от того, кто был за рулем.
Нарушения делятся по степени превышения допустимых параметров (массы, нагрузки на ось или габаритов). Чем серьезнее превышение, тем крупнее штраф.
|
Превышение габаритов (без разрешения или сверх разрешенных в спецразрешении) |
Размер штрафа, руб. |
| от 10 до 20 см | 300 000 |
| от 20 до 50 см | 450 000 |
| более 50 см | 600 000 |
|
Превышение массы или нагрузки на ось (без разрешения или сверх разрешенных в спецразрешении) |
Размер штрафа, руб. |
| от 10 до 20 % | 450 000 |
| Более 50 % | 600 000 |
За незначительное превышение габаритов до 10 см, зафиксированное камерами, штраф для собственника составляет 150 тыс. рублей.
Отказ от весового контроля также карается штрафом. Если водителю уполномоченное лицо предложило пройти такой контроль, а он отказывается, собственнику грозит штраф 600 тыс. рублей.
Отдельные наказания предусмотрены за нарушения в зоне автоматического контроля. Движение грузовика массой свыше 3,5 тонны с нарушением правил в зоне действия автоматических камер весогабаритного контроля (например, несоблюдение дистанции, обгон) также наказывается штрафом для собственника в размере 600 тыс. рублей.
Если компания, погрузившая груз, предоставила недостоверные данные о его массе или габаритах, что приведет к нарушению, ее тоже ждет штраф. Для юрлиц он составит от 375 до 600 тыс. рублей (в зависимости от тяжести последствий), для индивидуальных предпринимателей — от 120 до 150 тыс. рублей.
Конституционный Суд РФ в 2025 году разъяснил порядок привлечения собственников к ответственности за перегруз.
Костромской областной суд усомнился, является ли конституционным положение, которое не позволяет однозначно определить, может ли собственник освободиться от ответственности, если докажет, что в момент нарушения машина находилась у другого лица, независимо от порядка привлечения к ответственности (упрощенного или общего).
Однако Конституционный Суд РФ указал, что неопределенности в конституционности оспариваемой нормы не существует. Судьи разъяснили, что законодательство предусматривает два разных процедурных режима и право на защиту у собственника сохраняется в обоих случаях:
1) при упрощенном порядке (когда постановление выносится без протокола) собственник имеет право предоставить данные, что транспортное средство в момент нарушения находилось во владении или пользовании другого лица. Подтверждение этой информации является основанием для освобождения собственника от ответственности;
2) при общем порядке (с составлением протокола) на собственника в полной мере распространяется презумпция невиновности. Это означает, что он не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения должны толковаться в его пользу. Вина юридического лица должна быть доказана уполномоченным органом.
Таким образом, объем прав и обязанностей собственника зависит от порядка привлечения к ответственности. В упрощенном порядке он должен доказать, что машиной управлял другой человек, а в общем порядке бремя доказывания вины лежит на государственном органе (Определение КС РФ от 13.05.2025 № 1221-О).
Обжалование штрафов
Закон предоставляет перевозчикам возможность обжаловать вынесенные постановления. Основаниями для обжалования могут служить:
— документально подтвержденная аренда транспортного средства — если штраф пришел собственнику, а в момент нарушения автомобиль находился в аренде, это является основанием для переквалификации штрафа на фактического нарушителя;
— некорректная работа оборудования АПВГК — если перевозчик уверен в соблюдении норм, он может попытаться доказать сбой в работе системы. В качестве доказательства можно предоставить транспортные накладные, распечатки с весов при погрузке, данные о неизменности пломб, а также информацию с других пунктов контроля, не выявивших нарушений.
Жалоба подается в течение 10 дней с момента получения постановления в вышестоящий орган Ространснадзора или в суд. Судебная практика, однако, показывает, что обжаловать штрафы с автоматических систем достаточно сложно, и Верховный Суд в большинстве случаев оставляет их в силе.
Вы можете оставить первый комментарий