Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Водный налог для юридических лиц

Над статьей работали:

В некоторых случаях организация обязана заплатить налог за использование воды в деятельности. Иначе не исключены штрафы за неуплату. В нашей статье вы узнаете, кто и за что должен оплачивать водный налог в бюджет.

Кто является плательщиком водного налога

Плательщиками признаются организации, предприниматели и граждане, которые пользуются водными объектами на основании лицензии.

Под водными объектами понимают поверхностные и подземные природные или искусственные водоемы, водотоки или другие объекты, где постоянно или временно сосредоточены воды, уровень, расход и объем которых меняются во времени (ст. 4–5 ВК РФ).

За что платится водный налог

Плательщики перечисляют налог на воду в бюджет за то, что используют водообъекты в деятельности. Однако платить налог потребуется только в том случае, если возникает объект налогообложения. Рассмотрим, какие предусмотрены объекты обложения водным налогом.

Что является объектом обложения водным налогом

Водный налог платят только по тем видам водопользования, на которые есть лицензия.
На данный момент контролирующие органы выдают лицензии только на один  вид водопользования, который и является объектом налогообложения. Речь идет о заборе воды из подземных объектов.

В остальных случаях получать лицензии и платить налог не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение, по которому перечисляют специальные платежи (Закон от 21.02.1992 № 2395-1).

Однако из общего правила есть исключение. При наличии действующих лицензий, которые были выданы ранее, могут возникнуть следующие объекты налогообложения:
• забор воды с поверхности водообъектов;
• пользование акваторией водообъектов (кроме сплава древесины);
• водопользование без забора воды для выработки электроэнергии;
• водопользование для сплава древесины.

Когда срок лицензий истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из следующих документов — договор на использование водных объектов, который заключают с региональными или местными администрациями, или решение о предоставлении водных объектов в пользование (принимает правительство или региональные, местные администрации.). По этим документам взимают специальные сборы, которые заменяют собой налог, поэтому объект налогообложения не возникает (п. 1 ст. 333.9, 333.8 НК РФ, 11–12, 21 ВК РФ).

Что не признается объектом водного налога

Случаи, когда объект обложения налогом не возникает, перечислены в пункте 2 ст. 333.9 НК РФ. Перечень следующий:

— забор из водообъектов, которые находятся под землей, из воды, содержащей ценные ископаемые, натуральные лечебные ресурсы, а также забор из термальных, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

— забор из водообъектов воды для полива сельхозугодий, обеспечения противопожарной безопасности, разведения рыбы и воспроизводства водных биологических ресурсов, устранения последствий аварий и стихийных бедствий, экологических, санитарных и судоходных попусков, а также забор воды морскими судами внутреннего и смешанного плавания для обеспечения работы техоборудования.

Использование акватории водообъектов для:
• передвижения судов разной вместимости;
• разовых взлетов и посадок авиасудов;
• стоянки катеров, кораблей, лодок, других плавательных средств, а также размещения оборудования и сооружений для деятельности по охране вод и водных ресурсов;
• проведения госмониторинга водообъектов, а также других специальных работ – геодезии, топографии, гидрографии, поисковых и съемочных работ;
• размещения специальных строений для целей гидроэнергетики, мелиорации, рыбного хозяйства, водного транспорта, водопроведения и водоотведения;
• организованного отдыха учреждениями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
• рыболовства и охоты, а также рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Использование водообъектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Пользование водообъектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Обратите внимание, что если в лицензии не указаны виды водопользования, освобожденные от налогообложения, и раздельный учет воды не ведется, то начисления с таких объектов нужно производить на общих основаниях.

Налогооблагаемая база водного налога

Налогооблагаемую базу по водному налогу рассчитывают отдельно по каждому виду водопользования и водному объекту (ст. 333.10 НК РФ).
В зависимости от вида использования водообъектов налоговую базу определяют по разным правилам.

Использование для забора воды
При использовании водообъектов для забора воды налоговая база будет соответствовать объему воды, изъятой из объекта за квартал. Объем необходимо определять по данным измерительных приборов. Эти показания также отражают в журнале учета объемов забора воды, форма которого утверждена Приказом Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903.

В случае если измерительных приборов нет, объем воды определяют из фактического времени работы и производительности технических средств. Наглядный пример — при заборе воды насосом налоговая база зависит от  производительности и времени его работы. Также учитывают высоту подъема воды, ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, и состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используют нормы водопотребления. Лимит установлен в лицензии. Его определяют по каждому водообъекту и целям использования (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Использование без забора воды
При использовании водообъектов без забора воды в энергетике налоговая база будет равна количеству электроэнергии, которая была произведена за квартал (п. 4 ст. 333.10 НК РФ).
Использование для сплава древесины
Налоговая база использования водообъектов при сплаве древесины по воде рассчитывают по специальной формуле: налоговая база = объем сплавляемой древесины х расстояние сплава. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ст. 333.10 НК РФ.

Использование для прочих целей
При использовании для прочих целей налоговая база ровняется площади водного пространства, которое представлено в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, ориентируйтесь на технические (проектные) документы (п. 3 ст. 333.10 НК РФ).

Ставка водного налога

Ставки водного налога зависят от целей использования воды и географического местонахождения источников воды.
Налоговые ставки ежегодно индексируются, поэтому необходимо каждый год сверяться с законодательством. Полный перечень ставок приведен в ст. 333.12 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты водного налога

Обязательные платежи необходимо перечислять в бюджет того субъекта РФ, где используются водообъекты по лицензии. Это связано с тем, что именно на территории этого субъекта происходит постановка на учет в качестве плательщика.

В случае если используется водообъект, который находится на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, налог нужно перечислить отдельными платежами в ИФНС каждого муниципального образования, на территории которого ведется водопользование (п. 1 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период по водному налогу — квартал. Перечислить обязательные платежи в бюджет потребуется не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Если этот день выпал на выходной, то оплату производят на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1, ст. 333.11, п. 2 ст. 333.14 НК РФ).