Закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ приобретения товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками. В каких случаях можно его использовать, какие нюансы при этом следует учитывать, расскажем в нашей статье.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Закупка у единственного поставщика по закону № 44-ФЗ
- Закупка у единственного поставщика по закону № 223-ФЗ
- Случаи закупки у единственного поставщика
- Обоснование закупки у единственного поставщика
- Согласование закупки с единственным поставщиком
- Электронные закупки у единственного поставщика
- Контракт с единственным поставщиком
- Сроки закупки у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика по закону № 44-ФЗ
Единственный поставщик – это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентной процедуры. В рамках Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ это можно сделать только в определенных случаях (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339).Например, если закупаются товары на сумму не более 600 тыс. рублей. Если закупка проводится в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 5 млн рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн рублей.
За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в законе № 44-ФЗ не указана, предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Помимо этого, такой контракт могут признать недействительным.
Единственный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок. Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке.
При планировании приобретения продукции на основании пп. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1, ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ в план-график вносят информацию о ней как об отдельных закупках в размере годового объема их финансового обеспечения. Закупки по подпунктам 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ и закупки на сумму не более 3 млн рублей по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ надо указывать раздельно. Графы 3, 4, 12, 14 раздела 2 формы плана-графика заполнять не нужно. В качестве наименования объекта закупки указывается положение закона № 44-ФЗ, которое является основанием для таких закупок (пп. «г» п. 18 порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279).
При планировании приобретений в соответствии с частью 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ позиции плана-графика формируют в обычном порядке (письмо Минфина РФ от 22.04.2020 № 24-01-08/32472).
При планировании закупок по подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559 следует учитывать, что информация о них, включенная в план-график, не размещается на официальном сайте ЕИС (пп. «в» п. 6 постановления Правительства РФ № 1279).
В 2024 году Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок их осуществления (ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
Такие дополнительные случаи и порядок предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 339. Согласно данному документу можно осуществить закупку у единственного поставщика на основании акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ или муниципального правового акта местной администрации, которые принимаются в установленных случаях (пп. 1, 2 указанного постановления).
Право определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика для нужд субъекта РФ и его муниципальных образований есть у высших исполнительных органов субъектов РФ. Воспользоваться им можно только в отношении ограниченного перечня товаров (работ, услуг). Утверждение этого перечня и порядка осуществления закупок в названных случаях является правом Правительства РФ. Дополнительно правительство Москвы вправе предусматривать иные случаи и порядок проведения данных закупок для нужд города Москвы и его муниципальных образований (ч. 2.2, 2.3 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
При осуществлении закупок во всех упомянутых случаях действуют следующие особенности (ч. 3—6 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ):
• контракт должен быть заключен до 31 декабря 2024 года включительно;
• при планировании закупок и исполнении контрактов применяются положения, касающиеся закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
• информация о заключенных контрактах включается в реестр контрактов. Информация и документы, включенные в этот реестр, не размещаются на официальном сайте ЕИС;
• при исполнении контрактов применяются правила ч. 13 и 14 ст. 94 закона № 44-ФЗ. Документы, предусмотренные указанными нормами, не размещают на официальном сайте ЕИС;
• к отношениям, связанным с осуществлением закупок и принятием актов, устанавливающих их дополнительные случаи, не применяют запреты по ст. 15, 16, 17 закона о защите конкуренции.
При закупках в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 339, также учтите следующее (п. 5 указанного постановления):
• в контракте указывается ссылка на норму (соответствующий подпункт п. 2 постановления № 339), на основании которой подготовлен акт, в соответствии с которым осуществляется закупка;
• неотъемлемой частью контракта является обоснование его цены;
• в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в ФАС России уведомление о закупке с копией заключенного контракта.
Дополнительные случаи закупок у единственного поставщика, а также порядок их осуществления, которые были установлены высшими исполнительными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, не подлежат применению с 25.12.2023 (информационное письмо Минфина РФ от 29.12.2023 № 24-01-10/128563).
Работа с единственным поставщиком удобна для заказчика, поскольку:
• не нужно оформлять извещение о закупке. Исключение — закупка товара, проводимая в электронной форме по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
• в ряде случаев можно заключить контракт в соответствии с ГК РФ без учета отдельных требований закона № 44-ФЗ. Исключение составляют контракты, заключенные по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика по закону № 223-ФЗ
Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчику нужно:
• включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;
• предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок. Это можно не делать, если заказчик принял соответствующее решение в отношении закупок, указанных в пп. 1—3 ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ, например, в отношении приобретений, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (500 тыс. рублей — для крупных заказчиков) (п. 4 правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ);
• подготовить договор и другие необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке, разместить в ЕИС информацию о закупке, например, извещение, проект договора. В ЕИС можно не размещать сведения, о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (500 тыс. рублей — для крупных заказчиков) (ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ);
• заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров. Если по договору с единственным поставщиком стоимость приобретаемой продукции не превышает 100 тыс. рублей (500 тыс. рублей — для крупных заказчиков), решение о направлении сведений в реестр принимается в соответствии с положением о закупке.
Случаи закупки у единственного поставщика
По закону № 44-ФЗ
В законе № 44-ФЗ предусмотрено свыше 60 случаев, когда заказчик может приобретать товары, работы или услуги у единственного поставщика (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Это можно сделать, если проводится закупка:
• по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры по пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Торги считаются несостоявшимися, если изначально подали одну заявку, если по результатам процедуры осталась одна заявка, а также не было подано ни одной заявки;
• до 600 тыс. рублей по пункту 4 части 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок: до 2 млн рублей или до 10 процентов СГОЗ, но не более 50 млн рублей. Для нужд сельских поселений годовой объем закупок не ограничен. До 31.12.2024 на заказчиков, указанных в п. 56 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, не распространяются ограничения по предельному размеру годового объема таких закупок, составляющему 50 млн рублей;
• до 600 тыс. рублей по пункту 5 части 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Это основание могут применять лишь отдельные категории заказчиков, в частности, государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные учреждения, дома народного творчества, центры ремесел. При этом годовой объем приобретений по этому пункту не должен превышать 5 млн рублей или 50 процентов совокупного годового объема закупок и не должен быть более 30 млн рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
• в сфере культуры, спорта, науки и образования. Все случаи установлены в подпунктах 10, 13—15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45, 60 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
• по энергоснабжению, строительству, ремонту, недвижимости (пп. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39, 57 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
• в сфере медицины и ликвидации последствий ЧС (пп. 5.1, 5.2, 8, 9, 28, 28.1, 34 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
• в сфере госуправления, обороны (пп. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40, 41, 46, 50—54, 56, 59 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, закупка вооружения и военной техники у единственного производителя и так далее;
• по подпунктам 1, 2, 11, 12, 16, 26, 36, 42, 47, 48, 49, 55, 58, 61, 62 части 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Это закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария.
По закону № 223-ФЗ
В законе № 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может делать покупки у единственного поставщика. Он самостоятельно определяет в положении о закупке основания, в том числе критерии и случаи для таких закупок.
Если не установить основания, то действия заказчика могут признать неправомерными, поскольку они приводят к ограничению конкуренции. Для закупки у единственного поставщика должны быть разумные и объективные причины, обосновывающие неэффективность применения конкурентных процедур. Например, они неэффективны, когда товарный рынок ограничен. В другом случае выбор неконкурентной формы закупки будет злоупотреблением правом (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020, п. 9 обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018). Минфин указал, что цели закона № 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (письмо от 19.04.2019 № 24-04-07/28730).
Ограничением конкуренции может быть признано заключение контракта с единственным поставщиком, если это не обусловлено, например, экономико-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении (п. 7 обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России за период с 01.07.2018 по 01.07.2019). Поэтому рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами.
Можно предусмотреть в положении, например, следующие случаи закупки у единственного поставщика:
• закупка, цена которой не превышает установленного значения. Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение торгов;
• закупка совместимого товара, работы, услуги. Это основание позволит докупить товары, совместимые с закупленными ранее, если это можно совершить только у того же поставщика. Определение нового поставщика может повлечь дополнительные организационные и финансовые затраты, например, необходимость переоснащения оборудования в связи с использованием товара другого контрагента;
• закупка уникального товара, работы услуги. Такое основание позволит осуществить закупку, когда закупаемые товары могут быть поставлены только конкретным поставщиком и отсутствует равноценная замена;
• закупка для удовлетворения срочной потребности. Приобретение продукции на этом основании позволит удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение торгов;
• закупка по итогам несостоявшейся процедуры. Это основание важно предусмотреть для случаев, когда на объявленную процедуру заявки не поданы или всех участников отклонили за несоответствие требованиям, а на повторные торги нет времени;
• закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности. Рекомендуем предусмотреть в положении закупку услуг, которые могут понадобиться в текущей деятельности. Например, услуги коммунальные, услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, услуги по техническому и санитарному содержанию помещений, услуги стационарной и мобильной связи и так далее.
Рекомендуем составлять перечень оснований так, чтобы закупка у единственного поставщика могла применяться только в случаях, когда использовать другие способы невозможно или нецелесообразно.
Ограничения по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров законом № 223-ФЗ не установлены. При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, можно проводить такую процедуру в любое время. Нужно учитывать, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2017 № Д28и-1224).
Обоснование закупки у единственного поставщика
По закону № 44-ФЗ
Обоснование закупки у единственного поставщика при ее планировании составлять не нужно, поскольку это не предусмотрено законом № 44-ФЗ. Для признания закупки обоснованной достаточно, чтобы она соответствовала требованиям в части нормирования и формирования цены контракта (ч. 1 ст. 18 закона № 44-ФЗ). В ряде случаев требуется включить в контракт обоснование его цены (ч. 4 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
По закону № 223-ФЗ
Закон № 223-ФЗ также не требует обосновать проведение закупки у единственного поставщика. Достаточно организовать ее в точном соответствии с нормами положения о закупке, указав на конкретное основание при заполнении плана закупки. Однако на деле многие заказчики прописывают необходимость обоснования в своих положениях о закупке.
Согласование закупки с единственным поставщиком
Если торги признаются несостоявшимися, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ по согласованию с контрольным органом (п. 4 ч. 5 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Такое согласие требуется, если НМЦК превышает предельные размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961):
• 500 млн рублей – при приобретении продукции для федеральных нужд;
• 250 млн рублей – для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд;
• 1 тыс. рублей – при закупке в случае признания несостоявшимся электронного конкурса, электронного аукциона по пп. 3—6 ч. 1 ст. 52 закона № 44-ФЗ, а также при закрытых способах определения поставщика.
Согласно Закону от 25.12.2023 № 624-ФЗ, оформлять через ЕИС соглашения об изменении и о расторжении контрактов нужно будет с 01.01.2025, а не с 01.07.2024, как планировали ранее. Это касается сделок, которые заключили по итогам открытых электронных процедур.
Формировать цифровой контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки также начнут с 01.01.2025. Речь идет о ситуации, когда открытая конкурентная закупка прошла безрезультатно и заказчик решил заключить сделку с единственным поставщиком.
Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, согласовать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно (п. 4 ч. 5 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Чтобы получить согласие, нужно направить соответствующее обращение в контрольный орган не позже чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании торгов несостоявшимися или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС (ч. 6 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Обращение нужно составить по форме, установленной правилами № 961. Перечень информации и документов, прилагаемых к обращению, прописан в п. 7 правил № 961.
Обращение направляется в (ч. 7 ст. 93 закона № 44-ФЗ, п. 2 правил № 961):
• в ФАС России — при закупках для федеральных нужд и закупках, проводимых закрытыми конкурентными способами;
• контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ – при покупках, совершаемых для региональных нужд;
• муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий, — при закупках для муниципальных нужд.
Если обращение составлено правильно и направлено в надлежащий контрольный орган, он не позднее 8 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения (ч. 8, 10 ст. 93 закона № 44-ФЗ, пп. 9—11 правил № 961):
• рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку;
• примет решение — согласует заключение контракта либо откажет в согласовании;
• направит уведомление о размещении решения и предписания (при наличии) в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений — если проводились электронные процедуры;
• направит решение и предписание (при необходимости) на бумажном носителе — если проводилась закупка закрытым способом.
При заключении контракта по итогам согласования нужно соблюдать следующие требования (ч. 9 ст. 93 закона № 44-ФЗ):
• срок подписания проекта контракта исчисляется со дня, следующего за днем получения решения о согласовании;
• не следует заключать контракт, пока не исполнено предписание, выданное по итогам внеплановой проверки;
• контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании. До получения решения заключать контракт нельзя.
Электронные закупки у единственного поставщика
В рамках закона № 44-ФЗ существует возможность проводить электронные закупки у единственного поставщика по пп. 4—5.2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Их проводят на тех же электронных площадках, что и другие электронные торги по закону № 44-ФЗ. Купить таким образом можно только товары. Минимальная цена контракта может быть любой. Максимальная — не более 5 млн рублей (ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).
Годовой объем электронных малых закупок не должен превышать 100 млн рублей (ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ). При этом эти закупки не учитывают в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пп. 4, 5, 5.1 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
В плане-графике каждая электронная малая закупка указывается отдельно (пп. «г» п. 18 положения о порядке формирования планов-графиков).
Проводить рассматриваемую закупку на электронной площадке вправе все заказчики. Полагаем, это касается и тех заказчиков, которые по Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р обязаны проводить закупки по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ с использованием ЕАТ «Березка».
Электронную малую закупку нельзя совместно проводить. Совместное определение поставщика возможно только при конкурсах и аукционах (п. 4 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).
Проводить рассматриваемую закупку на электронной площадке вправе все заказчики. Полагаем, это касается и тех, кто по Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р обязан проводить закупки по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ с использованием ЕАТ «Березка».
Чтобы провести закупку в электронной форме, нужно с помощью ЕИС сформировать извещение. В него следует включить (п. 3 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ):
• адрес электронной площадки;
• информацию, указанную в подпунктах 1—3, 9, 10, 13, 15, 17 и 18 и 24 ч. 1 ст. 42 закона № 44-ФЗ, в частности, сведения о заказчике, идентификационный код закупки (ИКЗ). Для каждой электронной малой закупки ИКЗ формируется отдельно (п. 3 порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.04.2019 № 55н);
• наименование товара и его характеристики. Эти сведения нужно отразить, указав позицию КТРУ. После этого откроется доступ к размещенным на всех электронных площадках предварительным предложениям о поставке товаров, содержащим информацию о поставке товара в отношении выбранной позиции каталога (ч. 13 ст. 93 закона № 44-ФЗ, п. 9 положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, пп. «а» п. 31 положения о ЕИС, утвержденного постановлением № 60);
• начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
• количество товара;
• единицу измерения товара в соответствии с ОКЕИ;
• срок поставки товара в календарных днях;
• место поставки товара по соответствующему классификатору;
• информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8—23, 25 ст. 95 закона № 44-ФЗ;
• единые и дополнительные (при наличии) требования к участникам;
• требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке, если Правительство РФ не определило иное. Требование устанавливают по желанию заказчика (ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Если нет требования по части 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, нужно установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информацию о которых вносят в заявку, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
При составлении извещения нужно учитывать следующее:
• можно указать только одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (п. 7 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591);
• извещение должно содержать проект контракта и обоснование его цены. При составлении проекта контракта нужно руководствоваться и требованиями частей 4—9, 11—13 ст. 34 закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34, п. 4 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
• в извещении должен быть установлен запрет на допуск иностранных товаров или ограничение их допуска, если это предусмотрено условиями применения национального режима при закупках по закону № 44-ФЗ. Исключение — ограничения по постановлению № 832, которое применяется только при конкурентных закупках. По этой же причине не нужно предусматривать условия допуска иностранных товаров (п. 12 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591). Для ряда товаров, на которые распространяются ограничения допуска, определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).
Готовое извещение нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и разместить в ЕИС. Вносить изменения в извещение нельзя (пп. 3, 4 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
В течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения оператор электронной площадки осуществит отбор и направит заказчику не более пяти заявок, указав их порядковые номера (п. 5 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Если заявок, соответствующих требованиям извещения, не окажется, оператор уведомит об этом (п. 8 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ). В этой ситуации рекомендуем составить протокол о признании малой электронной закупки несостоявшейся.
Заказчик рассматривает заявки не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем их получения. Он признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет. Заявку можно отклонить в случаях, предусмотренных пп. «а» п. 6 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ, если:
• не представлены информация и документы, предусмотренные пп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ, например, не указан товарный знак (при наличии);
• предусмотренные пп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ информация и документы, представленные участником закупки, не соответствуют требованиям извещения;
• участник закупки не соответствует единым и (или) дополнительным (при их наличии) требованиям и так далее.
Допущенным заявкам присваивают порядковые номера по мере возрастания цены за единицу товара. Протокол подведения итогов определения поставщика формируют с использованием электронной площадки. В нем нужно прописать (пп. «в» п. 6 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ):
• дату подведения итогов;
• идентификационные номера заявок, присвоенные оператором электронной площадки;
• информацию о принятых по заявкам решениях;
• обоснование решения об отклонении заявки (в случае его принятия);
• информацию о порядковых номерах заявок.
Протокол нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору электронной площадки. Он разместит протокол в ЕИС и на электронной площадке.
С участником, заявке которого присвоен первый номер, заключается контракт. Его нужно заключать и в случае, если только одна заявка соответствует требованиям извещения, а остальные отклонены (п. 7 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ, п. 13 письма Минфина РФ от 12.02.2021 № 24-06-08/9591).
Заключая контракт, следует руководствоваться порядком, установленным ст. 51 закона № 44-ФЗ. При этом нужно учитывать особенности, предусмотренные для заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. В частности, проект контракта без подписи нужно сформировать и разместить в ЕИС и на электронной площадке с использованием этой системы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (п. 7 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Сведения о контракте следует включить в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты его заключения (ч. 1, 3 ст. 103 закона № 44-ФЗ).
Контракт с единственным поставщиком
В контракт с единственным поставщиком нужно включить все существенные условия, иначе он будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Такими условиями являются (ст. 34 закона № 44-ФЗ):
• цена. Необходимо указать, что она является твердой в течение всего срока действия. Когда невозможно определить количество товара (объем работ, услуг) исходя из ч. 24 ст. 22 закона № 44-ФЗ, нужно указать цену единицы продукции и максимальное значение цены контракта. В этом случае контракт должен содержать порядок определения количества товара, работы, услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 закона № 44-ФЗ, письмо Минфина РФ от 10.04.2020 № 24-03-07/28837). При заключении контракта по подпунктам 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30—35, 37—41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ нужно обосновать цену контракта и включить такое обоснование в контракт;
• условие об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту;
• порядок и сроки оплаты;
• порядок и сроки приемки исполнения и оформления его результатов;
• условие об уменьшении суммы, которую заказчик должен выплатить, на размер связанных с оплатой контракта налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, если по законодательству их уплата возложена на заказчика;
• требование предоставить обеспечение исполнения госконтракта. Это условие необязательно в ряде случаев;
• сроки возврата заказчиком обеспечения в виде денежных средств, если единственный поставщик выберет такой способ обеспечения;
• требования к гарантийным обязательствам;
• обязательство поставщика предоставить новое обеспечение исполнения госконтракта, если у банка, выдавшего независимую гарантию в качестве такого обеспечения, отозвали лицензию.
Если оплата производится из целевых средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, условия контракта формируют с учетом пп. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и других нормативных правовых актов, в частности, Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024.
В течение 2024 года условия контрактов следует формулировать с учетом некоторых особенностей. Это связано с тем, что на указанный период приостановлено действие ряда положений ст. 242.23 БК РФ. В частности, приостановлено действие следующих норм (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2023 № 520-ФЗ):
• подпункта 1 пункта 2, п. 5 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам (подрядчикам, исполнителям), если расчеты по контрактам осуществляются по ч. 2—4 и 9 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2023 № 520-ФЗ;
• пункта 3 статьи 242.23 БК РФ в части запрета перечислять средства с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях, в случаях, которые предусмотрены ч. 2—4 и 9 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2023 № 520-ФЗ.
Казначейское обеспечение обязательств. При включении условия о казначейском обеспечении обязательств в контракты положения о КОО разработайте с учетом правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2479.
Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены в ст. 95 закона № 44-ФЗ.
Если в определенных случаях закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то контракт с участником закупки заключается без использования ЕИС, электронной площадки (специализированной электронной площадки). Это правило действует до 1 января 2025 г. С указанной даты до 30 июня 2025 г. включительно такой контракт можно заключать как с использованием, так и без использования названных ресурсов (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Договор с единственным поставщиком по закону № 223-ФЗ
Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, самостоятельно устанавливает порядок заключения договоров по результатам неконкурентных процедур (письмо Минфина РФ от 09.06.2022 № 24-07-07/54924). С единственным поставщиком можно заключить договор в любой форме, установленной положением о закупке на основании ст. 434 ГК РФ:
• в письменной форме путем составления единого документа (в том числе электронного) либо обмена с контрагентом письмами, телеграммами, электронными документами или иными данными по правилам п. 1 ст. 160 ГК РФ;
• в устной форме. Например, заказчик заключает мелкие сделки за наличный расчет и впоследствии оформляет авансовый отчет, при этом сделка исполняется в момент ее совершения.
Следует учитывать, что по ГК РФ отдельные виды договоров можно заключать только в письменной форме. Например, договоры о продаже недвижимости или об аренде здания заключают лишь путем составления единого документа, подписанного сторонами (ст. 550, 651 ГК РФ).
Срок оплаты по договору должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение – случаи, когда другой срок установлен законодательством, правительством в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства или определен в положении о закупке. В последнем случае надо предусмотреть конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
Сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком, нужно включить в ежемесячный отчет. Он размещается в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ, абз. 4 пп. «а» п. 45 (1), п. 45 (2) положения о размещении в ЕИС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).
Сроки закупки у единственного поставщика
Сроки закупки у единственного поставщика отдельно не регламентированы. Необходимо соблюдать общие положения законов № 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также правила, установленные в положении о закупках.
Вы можете оставить первый комментарий