С первого сентября 2025 года вступил в силу новый запрет на размещение рекламы в запрещенных соцсетях. Это касается не только бизнеса, но и обычных пользователей, которые делятся ссылками, промокодами, делают обзоры различных товаров на своих страницах. В нашей статье разберемся, о каких соцсетях идет речь, а также что ждет лиц, нарушивших закон.
Над статьей работали:
Автор: Бабаева Ирина; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Реклама в Интернете: ограничения, действующие в РФ
- Новый закон о запрете рекламы в соцсетях
- Что изменится с 1 сентября 2025 года
- Что будет запрещено
- Что, скорее всего, будет разрешено
- Штрафы
- Будут ли штрафовать за старую рекламу
Реклама в Интернете: ограничения, действующие в РФ
Согласно Закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама — это любая информация, направленная на неопределенный круг лиц для формирования или поддержания интереса к товару, услуге или бренду (например, призывы «купить», «записаться», «оставить заявку», с использованием ссылок, промокодов, скидок, различных упоминаний товаров).
Реклама должна отвечать трем признакам: привлекать внимание, формировать и поддерживать интерес, стимулировать спрос. Это может быть как карточка товара, видео, пост или комментарий, содержащие ссылки.
Также реклама должна быть достоверной, не нарушать права и интересы других лиц и соответствовать возрастным ограничениям.
Согласно статье 7 закона «О рекламе» запрещена реклама наркотиков, табака, никотина, кальянов, медицинских услуг прерывания беременности, продажи органов и тканей, услуг по написанию диссертаций, цифровых валют и активов, иностранных агентств и признаваемых нежелательными организаций.
Законодательство о рекламе за последнее время претерпело значительное количество изменений. Введена обязательность маркировки рекламы, а также осуществления обязательных отчислений от доходов за рекламу, введен запрет на размещение рекламы в заблокированных в России соцсетях и сайтах.
Так, рекламные объявления должны содержать следующие отметки: «реклама», erid-код и данные о рекламодателе (сайт, контактную информацию). Специальный код позволяет государству отслеживать рекламу.
Информация о рекламе должна быть передана оператору рекламных данных (ОРД), которые отправляют ее в Роскомнадзор.
Рекламодатель должен зарегистрироваться у ОРД, подписать договор, передавать данные о размещенной рекламе в сети Интернет.
В 2025 году Роскомнадзор одобрил работу следующих ОРД:
— «Лаборатория разработки», «Сбер»;
— «Яндекс Оператор Рекламных Данных», «Яндекс»;
— «ВК Рекламные технологии», «ВКонтакте»;
— «ОЗОН ОРД», Ozon;
— «МедиаСкаут», МТС;
— «Первый ОРД», ПАО «ВымпелКом»;
— «ОРД-А», «Амбердата».
С первого апреля 2025 года необходимо отчислять обязательный 3-процентный сбор от доходов за рекламу. Для этого правительство разработало критерии отнесения информации к рекламе.
С критериями можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 24.07.2025 № 1087. Документ определяет четкие критерии отнесения информации к рекламе. До него указанные понятия были расплывчатыми.
Чтобы считаться рекламой, информация должна:
— намеренно привлекать внимание, формировать интерес к товару, услуге, бренду или мероприятию, способствовать их продвижению;
— не быть справочно‑информационным или аналитическим материалом;
— не относиться к объявлениям, размещенным частными лицами не в целях бизнеса (например, объявления о передаче, продаже животных, вещей).
С первого ноября 2024 года владельцы страниц с аудиторией, равной или больше 10 тыс. человек, обязаны зарегистрироваться в реестре Роскомнадзора. Сведения о такой персональной странице должны быть включены в такой реестр Роскомнадзора в обязательном порядке.
С первого марта 2025 года, если вы владеете крупной площадкой (аудитория от 100–200 тыс. человек в сутки), 5 процентов рекламного места вы должны выделить под бесплатную социальную рекламу — в интересах государства и общества (ПФР, МЧС, Минздрав). Такая реклама направлена на достижение благотворительных и иных полезных целей.
Тридцать первого июля 2025 года подписан закон, устанавливающий запрет рекламы VPN-сервисов и ответственность за поиск экстремистских материалов. Изменения вносятся в статью 14.3 КоАП РФ и вводится новая статья 13.53. При этом запрет на использование VPN-сервисов даже для входа в запрещенные соцсети не установлен, речь идет лишь об их рекламе
Для удобства составили таблицу ключевых изменений в закон о рекламе и сопутствующие законодательные акты и даты вступления их в силу.
|
Нововведение
|
Наименование закона |
Дата вступления |
|
1. Запрет рекламы на экстремистских и заблокированных ресурсах
|
Закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и федеральный закон «О рекламе»
|
С 1 сентября 2025 года |
|
2. Обязательная маркировка рекламы и 3-процентный сбор
|
Федеральный закон о внесении изменений в Закон о рекламе от 02.07.2021 № 347-ФЗ, от 26.12.2024 № 479-ФЗ
|
С 1 сентября 2023 года, положения о сборе — с 1 апреля 2025 года |
|
3. Регистрация владельцев страниц (блогеров)
|
Закон от 08.08.2024 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
|
С 1 ноября 2024 года |
| 4. Штрафы за поиск экстремистских материалов, запрет рекламы VPN- сервисов | Федеральный закон от 31.07.2025 № 281-ФЗ | С июля 2025 года |
Новый закон о запрете рекламы в соцсетях
Согласно Федеральному закону от 07.04.2025 № 72‑ФЗ с 1 сентября 2025 года полностью запрещается размещение рекламы на всех информационных ресурсах, принадлежащих организациям, признанным экстремистскими или нежелательными, а также на сайтах и приложениях, доступ к которым заблокирован на территории РФ.
Запрет прежде всего касается Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ).
Также запрет касается и запрещенных на территории РФ сайтов. Какие сайты запрещены можно узнать с помощью единого сервиса. Для этого перейдите на сайт «https://blocklist.rkn.gov.ru/» и в поисковой строке введите наименование ресурса.
Единый реестр создан в соответствии со статьей 15.1 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101.
Несмотря на официальный запрет, многие россияне продолжают активно пользоваться заблокированными соцсетями через различные приложения (например, VPN). Они публикуют контент, ведут переписку и продвигают свои товары и услуги. Одной из самых популярных соцсетей в России по-прежнему остается Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ). Для различных экспертов и блогеров это не просто соцсеть, а полноценная площадка для бизнеса.
Для людей, которые ведут личный блог с целью заработка, Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ) является стабильным источником дохода. Они не только публикуют личную информацию, но и размещают рекламу, записывают клиентов на различные консультации и продают товары. Для них введенный запрет — повод задуматься. С первого сентября обойти запрет не получится, даже самореклама через личный аккаунт в запрещенных соцсетях может грозить штрафом. Придется искать новые легальные альтернативы. Использованные теги, конкурс или розыгрыш для продвижения товаров или личного аккаунта также могут быть расценены как реклама.
Для того чтобы избежать проблем, рекомендуем россиянам, которые ведут бизнес на запрещенных в России соцсетях и сайтах удалить всю рекламу, если нет уверенности в дате ее публикации и маркировке и если она продолжает транслироваться.
Переносите рекламную активность на площадки, разрешенные в России («ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс»). Пересмотрите в целом маркетинговую стратегию и сотрудничайте с блогерами и специалистами на отечественных доступных платформах. Чтобы избежать других нарушений при размещении рекламы, убедитесь, что она соответствует всем требованиям закона о рекламе.
Если по каким-либо причинам продолжаете пользоваться запрещенными соцсетями, избегайте в своих аккаунтах упоминания товаров, продуктов, услуг.
Пример. Размещение поста со следующим текстом: «Купила парфюм. Останетесь в восторге! Делюсь ссылкой, обращайтесь, не пожалеете». Такой пост будет являться рекламой, так как содержит упоминание товара, оценку, скрытый призыв к покупке. Это формирует интерес к продукту.
Таким образом, если размещенная информация влияет на аудиторию и стимулирует спрос, она может считаться рекламой. За такие публикации могут оштрафовать от 2 до 500 тыс. рублей в зависимости от статуса лица (физлицо, юрлицо, ИП).
Что изменилось с 1 сентября 2025 года
С первого сентября действительно запрещена любая реклама на заблокированных площадках и у организаций, признанных нежелательными или экстремистскими на территории РФ, вне зависимости от ее формы. Даже если до этого рекламный контент был маркирован как реклама, с 1 сентября никакая реклама там не допускается.
Штрафы за нарушение запрета будут применяться по результатам внутреннего контроля органами власти и в результате жалоб пользователей. Штраф за нарушение будет грозить любому — от физлица до юрлица, от случайного поста до продуманной рекламной акции. Роскомнадзор призывает блогеров удалить всю рекламу, размещенную до 1 сентября 2025 года, чтобы исключить риск наказания.
Российские власти считают, что использование этих платформ приносит доход иностранным компаниям, деятельность которых признана недружественной РФ. Цель вводимого запрета — ограничить доход рекламодателей на запрещенных платформах и защитить национальный информационный суверенитет.
Даже после перехода на другие площадки прежде чем публиковать пост удостоверьтесь, что вы не рекламируете ничего, связанного с запрещенными площадками
Если вы не получаете оплату за публикацию, но преследуете цель повышения интереса к товару, бренду или услуге, — это может трактоваться как реклама. Риск особенно высок для блогеров, предпринимателей и малых брендов, продвигающихся через личные страницы.
Контролирующие органы уже заявили, что будут отслеживать такие случаи с помощью автоматизированных систем и пользовательских жалоб, а в спорных ситуациях — передавать дело в суд.
Что запрещено
С первого сентября 2025 года запрещена любая реклама (как платная, так бесплатная) на ресурсе, признанном экстремистским, нежелательным или заблокированным в России. Это законодательный запрет с четко сформулированными последствиями (штрафы до 500 тыс. рублей).
Запрещены:
1. Любое платное размещение рекламы в заблокированных соцсетях (запуск рекламных кампаний через блогеров или агентства, использование таргетинга, продвижение брендов, магазинов).
2. Скрытая реклама (не явно обозначенная).
Даже если пост оформлен как личный опыт, но продвигает конкретный товар, услугу, бренд или ссылку, это считается ненадлежащей рекламой.
3. Нативная реклама (например, когда продукт предлагается в развлекательном контенте и пользователь не сразу может понять, что это реклама).
Также запрещается вставлять ссылки на свои аккаунты в запрещенных соцсетях,
делать рассылку с призывом подписаться на такую платформу, использовать QR‑коды, ведущие на страницы.
Даже если вы не продвигаете товар напрямую, само привлечение аудитории на запрещенную площадку расценивается как реклама экстремистской организации. Также рекомендуется избегать возможного сотрудничества с блогерами, работающими с запрещенными соцсетями.
Что разрешено
Несмотря на то что с 1 сентября 2025 года запретили размещать рекламу в заблокированных соцсетях, полного запрета на их использование нет.
По-прежнему будут разрешены публикации информационного характера без рекламной цели: новости, образовательный контент, аналитика, хобби, юмор, путешествия. Даже если указанная информация размещается в запрещенной соцсети (если отсутствуют признаки рекламы), вопросов со стороны органов власти возникнуть не должно.
Также можно и дальше размещать рекламу на интернет‑ресурсах, которые не признаны запрещенными и не находятся под блокировкой в РФ, при условии соблюдения установленных законодательно правил и ограничений.
Размещать рекламу можно в таких незапрещенных сетях, как WhatsApp, Telegram, YouTube.
Штрафы
За рекламу в запрещенных соцсетях будут штрафовать по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Это общая норма, применимая к любому нарушению законодательства о рекламе. Пока специальные изменения в КоАП РФ под нарушение установленного запрета не внесены.
Штраф по статье могут получить как рекламодатели (те, кто заказывает рекламу), так и рекламораспространители (сайты, агентства, блогеры). Штрафовать будут за каждую публикацию, сторис, рилс.
Размеры штрафов зависят от статуса нарушителя:
- физлица — от 2 до 2 500 рублей;
- ИП и должностные лица — от 4 до 20 тыс. рублей;
- юрлица — от 100 до 500 тыс. рублей.
Будут ли штрафовать за старую рекламу
Даже старая реклама может стать нарушением, если она доступна для просмотра и транслируется после 1 сентября 2025 года. В этом случае важно, не когда реклама была создана, а факт ее размещения и транслирования.
Пример. Вы запустили рекламную кампанию в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ) в июле 2025 года.
Реклама активна по состоянию на 1 сентября 2025 года и регулярно транслируется. Это считается нарушением, несмотря на то, что запуск состоялся до запрета.
Если рекламный пост был размещен до запрета и после 1 сентября 2025 года он не доступен для просмотра и не транслируется, за такую рекламу штрафовать не будут. В таком случае действует правило «закон обратной силы не имеет». На то, что рекламировалось до вступления в силу закона и не рекламируется сейчас, положения закона распространяться не будут
Рекомендуем проверить все активные рекламные каналы (удалить посты, публикации, которые можно расценить как рекламу), отключить ее автозапуск, а при возникновении вопросов найти компетентного юриста в сфере рекламы и обратиться за консультацией.
Вы можете оставить первый комментарий