Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Запрет скидок на маркетплейсах

В ноябре 2025 года банки предложили запретить маркетплейсам предоставлять скидки при покупке товаров с использованием карт дочерних банков. Поддержал эту идею и ЦБ, заявив, что такими действиями маркетплейсы нарушают закон о защите конкуренции. Но представители крупнейших торговых онлайн-площадок выступили против, заявив, что запрет приведет к повышению цен для покупателей. Разберемся, чего стоит ожидать от этого спора и как это скажется на покупателях.   

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Конфликт банков и маркетплейсов
  2. Запрет программ лояльности на маркетплейсах
  3. Когда введут запрет скидок на маркетплейсах

Конфликт банков и маркетплейсов

Как известно, при оплате покупки с использованием карты маркетплейса покупатель получает скидку. Такая ситуация не устраивает крупнейшие банки, которые назвали данный прием нарушением закона о конкуренции.

Все началось 18 ноября — глава Сбера Герман Греф на форуме «Фокус на клиента» заявил, что бюджет РФ в 2025 году недополучил от маркетплейсов примерно 1,5 трлн рублей. А причиной тому стали значительные скидки на товары. По его словам, часть скидок покрывают потребители без карт торговых площадок, и в подобных условиях традиционные розничные сети не могут конкурировать с маркетплейсами. Глава Сбера предложил отрегулировать деятельность последних, что будет способствовать созданию «нормального конкурентного пространства».

На том же форуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина сразу же поддержала Грефа. По ее мнению, стоимость товаров на маркетплейсах не должна меняться в зависимости от способа оплаты. Она указала: правила доступа на маркетплейсы следует уточнить, чтобы исключить дискриминацию. То есть следует внести поправки в Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ о платформенной экономике (вступит в силу с 01.10.2026), которые будут устанавливать запреты на использование приемов, нарушающих конкурентную среду. Речь в данном случае идет о том, что маркетплейсы устанавливают разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа его оплаты. Пока законодательство этого не запрещает, поэтому, по мнению главы ЦБ, в него необходимо внести поправки, устанавливающие данный запрет.

Пресс-служба ЦБ прояснила слова Набиуллиной, уточнив, что регулятор только приветствует скидки, но необходимо, чтобы покупатели получали их независимо от того, картой какого банка они оплатят товар. В настоящее время данный вопрос ЦБ обсуждает с правительством, представителями онлайн-платформ и участниками финансового рынка.

Представители крупнейших торговых онлайн-площадок не остались в стороне от таких нападок со стороны ЦБ и крупнейших банков. В свою защиту в Ozon заявили, что скидки за оплату товара картой их банка – это программа лояльности, запущенная им. Подобными инструментами уже давно пользуются другие кредитные организации и ретейлеры. Они предлагают покупателям кешбэки, участие в партнерских, бонусных программах и иные акции. Но к ним у ЦБ вопросы отсутствуют. Кроме того, в Ozon заявили, что к их программе лояльности за определенную плату может присоединиться любой банк. После чего он сможет предлагать покупателям скидки при оплате товара своей картой.

Высказались и сотрудники другого крупнейшего маркетплейса Wildberries, заявив, что запрет на скидки приведет к увеличению цен для покупателей на 15 — 20 процентов. Данный механизм позволяет покупателям приобретать товар по более выгодной цене, а продавцам  — увеличивать продажи, не теряя в прибыли. Основной же целью крупнейших банков, продвигающих запрет скидок, является ограничение развития банков маркетплейсов с использованием нерыночных инструментов.

Ранее Татьяна Ким (глава Wildberries) высказалась, что маркетплейсы не станут полноценными банками и не начнут захватывать финансовую сферу. Цифровые платформы, по ее словам, работают для людей и не пытаются потеснить банки в финансовой сфере. В связи с этим меркетплейсы нельзя регулировать так же, как банки.

На этом спор не утих. Главы крупнейших банков (Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка) написали председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо. В нем было изложено предложение о необходимости на законодательном уровне обязать маркетплейсы устанавливать одну цену на товар, вне зависимости от способа оплаты. Кроме того, банки указали, что торговым площадкам необходимо запретить предоставлять покупателям прямые скидки, акции и бонусы. По мнению банков, данные меры не вызовут увеличение цен для покупателей, но будут способствовать здоровой конкуренции.

Набиуллина решила не отставать от крупнейших банков и обратилась к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову. В своем письме глава ЦБ изложила мысль о том, что маркетплейсам необходимо запретить устанавливать разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты. А контролировать этот вопрос должна ФАС. Кроме того, регулятора не устраивает, что маркетплейсы продают на своих платформах продукты дочерних банков. Остальные участники банковского рынка в данной ситуации находятся заведомо в невыгодной позиции и не могут конкурировать с Ozon Банком, Wildberries Кошельком и «Яндекс Пэй».

Запрет программ лояльности на маркетплейсах

Со стороны этот спор выглядит так, что банки выступили против маркетплейсов из-за больших сумм денег, которые проходят мимо их карманов. Соответственно, банки это не устраивает,  и они пытаются вернуть покупателей в свою банковскую сферу. Но так как у регулятора в лице ЦБ отсутствуют законодательные полномочия, письма уже направили в Госдуму и Минэкономразвития.

Чиновники высказывают различные точки зрения по поводу данного противостояния. Например, глава комитета Госдумы по защите семьи, материнства и детства Нина Останина обвинила крупнейшие банки в «борьбе за карманы» покупателей. В беседе с представителями агентства ТАСС депутат заявила, что крупнейшие банки заняли странную позицию, так как на маркетплейсах делают покупки далеко не самые богатые люди. А запрет на скидки негативным образом скажется на их благосостоянии. Также Останина указала, что банки в данном вопросе воспринимают людей как «новую нефть» и обвинила финансовые организации в попытке залезть туда, куда только можно.

При этом глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич принял сторону ЦБ. По его мнению, маркетплейсы и без того заняли уже значительную долю в российской торговле. А если они распространят свое влияние и в финансовом секторе, открывая собственные банки, речь уже может пойти о монополизации рынка. Бунич уверен, что слова руководителей маркетплейсов об отсутствии намерений по захвату финансового сектора, — это лишь слова. Никакой гарантии в данном случае не существует. Банки торговых площадок могут вскоре начать выдавать кредиты, открывать для своих клиентов вклады и прочее, и никто им этого не сможет запретить. Ведь с точки зрения закона они являются обычными банками.

Когда введут запрет скидок на маркетплейсах

На сегодняшний день дискуссии вокруг скидок маркетплейсов еще идут. В Госдуме призывают оставить скидки, но сделать так, чтобы их могли предлагать все банки, а не только те, что принадлежат маркетплейсам. То есть покупатели, которые имеют карту стороннего банка, и покупатели с картами банка, принадлежащего торговой площадке, должны иметь возможность приобрести товар по одинаковой цене. Никакой дискриминации при предоставлении скидок быть не должно. Такую позицию высказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

На сегодняшний день торговые площадки Wildberries и Ozon контролируют примерно 80 процентов рынка. По мнению чиновника, у них имеются все инструменты для того, чтобы подтолкнуть покупателей к оформлению карт дочерних банков. Под влиянием данных торговых площадок находится огромное количество компаний и людей, поэтому необходимо следить за тем, чтобы не возникла монополия и не нарушались права людей.

Если доступ к акциям маркетплейсов получат другие банки, купить товар по выгодной цене смогут клиенты любых банков, никакой дискриминации не будет. А ФАС, по словам Аксакова, должна проследить за тем, чтобы доступ сторонних банков к акциям маркетплейсов не спровоцировал повышение цен и отмену скидок.

Покупателям остается только выжидать, чем закончится этот спор банков с маркетплейсами, и надеяться, что при любом исходе онлайн-площадки и дальше будут предлагать скидки. А если к этому процессу подключатся и сторонние финансовые организации, у людей отпадет необходимость оформлять карты дочерних банков торговых платформ. Но сумеют ли при этом маркетплейсы сохранить скидки – данный вопрос остается открытым.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь