Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Жалоба на рекламу

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Назойливые спам-звонки, СМС-сообщения, рассылки, объявления и баннеры нарушают не только права абонентов мобильной связи, клиентов компаний или посетителей сайтов, но и требования рекламного законодательства. Способы защиты от нежелательной рекламы есть — иногда достаточно лишь подать жалобу. О том, какие требования к ней предъявляются, расскажем далее.

Содержание

  1. Что написать в жалобе на рекламу
  2. Как подать жалобу на рекламу в ФАС
  3. Жалоба на рекламу в Роскомнадзор
  4. Жалоба на незаконную рекламу

Что написать в жалобе на рекламу

В зависимости от канала распространения жалобу на спам-рекламу можно адресовать:

а) оператору связи,
б) Роскомнадзору (РКН), — если спам распространяется через Интернет,
в) ФАС.

Операторы связи договорились разработать и разместить на своих информационных ресурсах специальные формы обратной связи для абонентов, с помощью которых пользователь сможет подать жалобу на рекламу, согласие на получение которой он не давал. Это делается для оперативного рассмотрения оператором связи такой жалобы и принятия мер, предусмотренных законодательством, в том числе блокировки нежелательной рекламы (дополнительное соглашение к меморандуму противодействия голосовым вызовам в сети связи общего пользования, совершенным с нарушением требований законодательства, подписанному 03.06.2021 в г. Санкт-Петербурге, утвержденному ФАС, ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл» 08.06.2022).

Тогда в обращении мобильному оператору абонент заполняет предусмотренные в ней поля и указывает требуемые сведения.

С жалобой на недобросовестную рекламу по телефону можно обратиться в ФАС, а с заявлением о блокировке нежелательной рекламы, размещенной в Сети, — в РКН.

Законодательный образец формы жалобы не установлен.

В общем случае обращение можно структурировать следующим образом:

а) в правом верхнем углу указывается шапка документа. В ней отражают наименование органа, в который направляют обращение;
б) ниже шапки указывается название документа — жалоба, обращение, заявление;
в) в теле документа подробно описывают обстоятельства, послужившие причиной обращения;
г) далее излагается просьба по существу, к примеру, о том, чтобы компетентный орган принял меры по устранению нарушения;
д) в конце документа ставят дату составления жалобы и подпись отправителя.

По общему правилу распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, допускается при наличии предварительного согласия абонента или адресата (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — закон № 38-ФЗ).

Этот закон устанавливает базовые принципы размещения рекламных объявлений:

а) обязательное предварительное согласие абонента или адресата;
б) рекламораспространитель доказывает факт получения предварительного согласия;
в) рекламораспространитель немедленно прекращает распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием;
г) ответственность за нарушение правил распространения рекламы несет рекламораспространитель.

Распространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что оно выразило свое согласие на получение рекламы.

Бремя доказывания наличия предварительного разрешения абонента или адресата на получение рекламы по сетям электросвязи лежит на рекламораспространителе, при этом заявитель не обязан доказывать факт отсутствия подобного согласия (Решение УФАС Республики Башкортостан от 02.04.2025 по делу № 002/05/18-2122/2023).

Согласие абонента выражается в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Однако разрешение абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно его идентифицировать.

При этом:

а) согласие на отправку рекламы, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в Интернете, не позволяющих однозначно установить, кто именно его дал, является ненадлежащим. Поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление физлица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Простое заполнение бланка или формы, не дающее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является надлежащим (Определение Красноярского УФАС от 02.04.2025 по делу № 024/05/18-887/2025);
б) не признается надлежащим согласие, выполненное исключительно в виде галочки при регистрации на каком-либо ресурсе в Интернете без дополнительного алгоритма (аутентификации), позволяющего с достоверностью подтвердить абонента, который разрешает присылать ему рекламу. К примеру, посредством использования одноразового кода, направляемого в виде СМС-сообщения на телефонный номер конкретного гражданина (Решение Омского УФАС от 16.01.2025 по делу № 055/05/18-1661/2024).

Законом № 38-ФЗ закреплена презумпция отсутствия согласия абонента или адресата на получение рекламы. Без него направление рекламы является формой навязывания информации, на получение которой физлицо не давало своего согласия.

Если абонент ранее согласился на получение рекламы, что отражено в договоре на оказание услуг мобильной связи или в правилах оказания услуг связи, ему нужно обращаться к сотовому оператору с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения.

Поэтому к жалобе, как правило, прикладывается копия документа, подтверждающего отказ от получения рекламы по сети электросвязи, а также информация о направлении рекламы после такого отказа.

Для проверки фактов, изложенных в заявлении, физлицо дает свое согласие на обработку персональных данных.

Как подать жалобу на рекламу в ФАС

В силу положений части 2 статьи 18 закона № 38-ФЗ не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека — автоматического дозванивания, автоматической рассылки.

Следовательно, запрещается без участия человека не только применение средств выбора, но и набор абонентского номера для распространения рекламы.

Перед тем как пожаловаться в ФАС на спам-рекламу, поступающую в виде звонков или СМС, ведомство рекомендует:

а) изучить текст договора на мобильную связь с оператором;
б) ознакомиться с правилами оказания услуг связи, которые сотовый оператор разместил на своем интернет-ресурсе.

Нередко оказывается, что, подписывая договор, абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц. При этом отмечается, что абонент был ознакомлен и согласен с правилами оказания оператором услуг связи.

Оператор может вносить изменения и дополнения в правила без персонального оповещения об этом абонентов. Как правило, в правилах отмечается право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний.

В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку таких сообщений на пользовательское оборудование клиента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении заявителя.

В связи с этим перед подачей жалобы абоненту ФАС также рекомендует:

а) обратиться к сотовому оператору с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если ранее абонент давал свое согласие на получение рекламы в договоре с мобильным оператором либо оно отмечено в правилах оказания услуг связи;
б) обратиться к оператору связи с требованием о прекращении передачи на его мобильный телефон рекламных текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.

Аналогичным образом можно поступить пользователю для отказа от рекламной рассылки в случае, если ему известен ее отправитель. Оператор сотовой связи тогда обязан прекратить рассылку своих рекламных сообщений.

Продолжение рассылки рекламы клиенту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, свидетельствует о нарушении законодательства, что является поводом для обращения абонента с жалобой в ФАС.

Требования к заявлению в ФАС, указывающему на признаки нарушения законодательства о рекламе, установлены правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922.

В заявлении о нарушении указывают:

а) наименование и местонахождение заявителя – юрлица, Ф.И.О. и местожительство заявителя-физлица;
б) наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых нарушают рекламное законодательство;
в) описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств;
г) требования заявителя, к примеру, устранить имеющееся нарушение.

Также к заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие доводы абонента:

а) документы, содержащие информацию о владельце абонентского номера, например, договор на оказание услуг связи;
б) тексты звонков или аудиозапись;
в) детализацию выписки по абонентскому номеру за период получения звонков;
г) копии документов, подтверждающих факт обращения с заявлением о прекращении распространения рекламы к лицу, ее направившему (при их наличии), и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось;
д) иные документы.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых они могут быть получены.

ФАС также рекомендует отражать в жалобе следующие данные:

а) электронный адрес или номер телефона, на который и с которого поступают сообщения и наименование оператора связи — если спам-сообщения поступают путем распространения СМС- или имейл-сообщений;
б) факты, свидетельствующие о признаках нарушения, с описанием:

— существа рекламы,
— способа, места и времени ее распространения,
— существа отношений с рекламодателем, рекламораспространителем по поводу рекламы,
— доводов, существа и обстоятельств нарушения.

ФАС отмечает, что к заявлению можно приложить доказательства по доводам жалобы и факту рекламы. Это может быть:

а) фотография рекламной конструкции или СМС-сообщения;
б) копия вырезки из печатного издания;
в) видеозапись телерекламы;
г) текст радио- или СМС-сообщения.

Жалобу в ФАС можно подать через сайты мобильного оператора, ведомства или госуслуг.
Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в ФАС.

Жалоба на рекламу в Роскомнадзор

Роскомнадзор отвечает за контроль распространения информации в Интернете.

К примеру, в его ведении находятся вопросы размещения рекламы на заблокированных в России площадках, продвижения продукции, работ и услуг в крупных телеграм-каналах, которые не прошли регистрацию в РКН.
При получении нежелательной рекламы через такой ресурс можно обращаться в РКН с жалобой или заявкой о блокировке данной рекламы.

Обращение в РКН подают через общественную электронную приемную на сайте ведомства.

Жалоба на незаконную рекламу

Незаконная реклама нарушает законодательство о рекламе, в том числе закона № 38-ФЗ.
В качестве незаконной она может быть квалифицирована:

а) с использованием фото- или видеоматериалов лиц, не дававших на то своего разрешения;
б) в виде звонков с неизвестных номеров, спам-сообщений или рассылок;
в) с некорректным сравнением продукции с товарами других производителей или продавцов;
г) содержащей недостоверные данные о цене, акциях, скидках, бонусах;
д) с надуманными преимуществами товара перед продукцией конкурентов;
е) запрещенной продукции.

Конкретные запреты на распространение объявлений об отдельных объектах продвижения установлены в ст. 7, п. 8 ч. 2 ст. 21 закона № 38-ФЗ. К примеру, нельзя рекламировать:

а) наркотики и психотропные вещества,
б) табачные изделия,
в) алкоголь,
в) взрывчатые вещества (кроме пиротехники),
г) медуслуги по искусственному прерыванию беременности.

Кроме того, запрещена реклама деятельности, подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации или ИП лицензии на осуществление такой деятельности.

Не допускается реклама продукции и товаров, производство или реализация которых запрещены законодательством РФ.
ФАС осуществляет контроль за выполнением правил и требований рекламного законодательства.

При размещении недостоверной, оскорбительной рекламы, объявлений, нарушающих правила закона № 38-ФЗ, следует обращаться в ФАС.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь