Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 822821-8

Проект
N 822821-8

Внесен депутатом
Государственной Думы
М.Г. Делягиным

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 8 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 2, N 52, ст. 6984; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7643, 2013, N 52, ст. 7011; 2015, N 1, ст. 38, ст. 46; 2016, N 27, ст. 4197, 4206; 2018, N 1, ст. 71, N 31, ст. 4861, N 49, ст. 7518, N 53, ст. 8414; 2021, N 1, ст. 39, N 24, ст. 4188, N 27, ст. 5182) следующие изменения:
1) пункт 8 части 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«8) цены на продаваемые товары с учетом того, что розничная цена не может превышать цены производителя или таможенной стоимости ввозимого из-за рубежа товара более, чем вдвое, если иное не установлено для соответствующих товаров или регионов их реализации решением Правительства Российской Федерации на временной или постоянной основе»;
2) в части 3 статьи 9 слова «частями 4 и 5 статьи 8» заменить словами «частями 2, 4 и 5 статьи 8».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 8 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рынок не существует без его государственного регулирования по тем же причинам, по которым дорожное движение не существует без его установленных государством правил.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен в целях стабилизации цен в розничной торговле на внутреннем рынке Российской Федерации.
В последние годы рост потребительских цен на внутреннем рынке приобрел слабо контролируемый государством характер и стал потенциальной угрозой национальной безопасности России, что особенно неприемлемо в условиях специальной военной операции и в целом системной конфронтации с «коллективным Западом».
Представители Банка России справедливо отмечают, что инфляция вызвана немонетарными факторами и в попытке компенсировать эти факторы при помощи заведомо чрезмерного ужесточения давления на монетарные факторы инфляции превращают финансовую политику и, в частности, ключевую ставку Банка России в самостоятельный фактор дезорганизации социально-экономической, а в перспективе и политической ситуации.
Существующее антимонопольное регулирование крайне ограничено по своим возможностям и практически не касается ситуации олигополии, наиболее распространенной на российском рынке. При этом создание сложных систем ограничения злоупотребления монопольным положением участников рынка с его долей менее 30%, отвечающее уровню развития и потребностям российской экономики, не соответствует устремлениям и уровню подготовки современных антимонопольных органов и потому не может быть реализовано в приемлемые сроки.
Завышение же цен, вызванное несовершенством рыночной инфраструктуры (в том числе информационной), не ограничивается в настоящее время практически никак.
Ключевым фактором инфляции представляется в настоящее время и в последние годы завышение организациями торговли и в первую очередь торговыми сетями торговой наценки, в том числе и в результате злоупотребления ими своим монопольным (в форме олигополии) положением.
В этой ситуации представляется разумным введение прямого ограничения цен установлением предельной совокупной торговой наценки (то есть разницы между розничной ценой и ценой производителя либо ценой ввоза импортного товара) в размере 100% с предоставлением Правительству Российской Федерации права вводить временные или постоянные исключения из этого правила для отдельных товаров или регионов.
Это превышает среднюю совокупную торговую наценку и потому не наносит реального ущерба розничной торговле, пресекая лишь заведомо чрезмерные злоупотребления монопольным положением либо несовершенством рыночной инфраструктуры.
Эпизодические попытки ограничения роста цен, предпринимавшиеся начиная с 1994 года, сводились либо к непосредственному установлению предельных цен, что создавало угрозу возникновения дефицита вследствие деградации торговли и производства, либо к ограничению торговой наценки, что легко обходилось использованием цепочек посредников.
Ограничение совокупной торговой наценки уровнем, не ущемляющим торговлю, решает указанные проблемы.
Меры в области регулирования цен являются распространенной практикой реагирования государств на дисбалансы на товарных рынках и на монопольное завышение цен.
В частности, мировая практика свидетельствует об успешном применении механизма регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в США регулируется от 5 до 10% цен аграрных производителей, во Франции регулируются около 20% цен, в Испании осуществляется государственный контроль и регулирование цен на товары первой необходимости.
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, согласно которой одним из ее индикаторов является гарантия физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни, а также целью указанной Доктрины является недопущение ценовых диспропорций на рынках пищевой продукции, сырья и ресурсов.
Принятие законопроекта позволит ослабить остроту роста цен, не создавая угрозы возникновения дефицита и деградации торговли и производства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 8 И 9
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 8 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.