Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО ФНС РФ от 10.08.2016 № СД-4-3/14590@

Вопрос: О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от сдачи в аренду имущества в РФ, если налог не был удержан при перечислении такого дохода.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 августа 2016 г. N СД-4-3/14590@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение АНО (далее — Организация) по вопросу исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 08.08.2016 N 03-08-05/46330) сообщает следующее.
Как следует из Обращения, Организацией осуществлялись выплаты в пользу иностранной компании (далее — Компания) дохода от сдачи в аренду имущества Компании (объектов временной инфраструктуры), расположенного на территории Российской Федерации.
При этом выплаты указанных доходов осуществлялись Организацией без удержания сумм налога на прибыль организаций.
Впоследствии указанные суммы налога были исчислены и уплачены Организацией в бюджетную систему Российской Федерации за счет собственных средств.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, признаются налоговыми агентами.
Согласно пункту 4 статьи 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Кодекса лицом, на которое возложена обязанность по уплате налога, является налогоплательщик.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом.
Таким образом, налоговый агент перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике.
Вместе с тем указанное разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента сумм налога, не удержанного таким налоговым агентом при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного иностранного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога.
Данный вывод содержится в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Разъяснения по применению налоговыми органами указанного Постановления, также содержащие данную позицию, приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения не должно приводить к двойному налогообложению одного и того же экономического объекта, поскольку это нарушило бы принципы равного, справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из статей 19, 55 (части 3) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 03.06.2014 N 17-П, определения от 14.12.2004 N 451-О, от 01.10.2009 N 1269-О-О, от 05.03.2014 N 590-О).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации основания для взыскания налоговыми органами с Компании в бюджетную систему Российской Федерации сумм налога на прибыль, не удержанных Организацией как налоговым агентом, отсутствуют.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН
10.08.2016

——————————————————————