Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо ФНС России от 05.10.2020 № СД-4-3/16193@

Вопрос: Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. ст. 160, 309 и 434, определяющие особенности совершения сделок в цифровой форме, т.е. с помощью электронных и иных технических средств.
Так, п. 1 ст. 160 ГК РФ дополнен положением о том, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Согласно ст. ст. 252, 313 НК РФ расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть подтверждены первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Банковская деятельность является одной из ведущих отраслей, которая быстро внедряет новые разработки и успешно их применяет в процессе функционирования своей деятельности, тем самым привлекая все больше потенциальных потребителей банковских услуг.
В сложившихся условиях большая часть клиентов заинтересована в бесперебойном обслуживании и принятии на обслуживание, в том числе открытии счетов, в дистанционном режиме с применением современных цифровых технологий. Особенно, как показала практика, цифровое банковское обслуживание востребовано и популярно среди клиентов — субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время кредитные организации имеют возможность проводить идентификацию клиентов, получать прямое волеизъявление клиента заключить договоры, открывать счета и проводить ряд других мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений без личного присутствия клиентов (их представителей) в офисах кредитных организаций, в том числе путем проведения видеоконференций между работниками кредитной организации и клиентом (его представителем) с демонстрацией документа, удостоверяющего личность, при помощи различных каналов связи и приложений (в виртуальном кабинете, Skype, Viber, WhatsApp и т.п.).
Подтверждение личности производится с использованием различных технологий (контрольные вопросы, СМС-уведомления, проверка IMSI телефона и т.п.), с проведением на стороне Банка верификации идентификационных сведений. В дальнейшем с клиентом оформляются документы, направленные на установление (изменение) с кредитной организацией договорных отношений, в том числе путем обмена копиями документов посредством электронных каналов связи.
Банк обеспечивает сроки, правила и условия хранения электронных документов (включая видеозаписи) с учетом требований, регламентированных федеральными законами N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ.
Возможно ли применение Банком электронных документов и видеозаписей для подтверждения доходов/расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Внедрение в практическую работу кредитных организаций процесса удаленного обслуживания клиентов с использованием современных цифровых технологий будет способствовать повышению доступности онлайн-платежей и торговли, которую сейчас активно развивает малый бизнес, испытывающий трудности и прямые ограничения на работу в офлайн-режиме в условиях пандемии, а значит, поддержанию социальной стабильности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 октября 2020 г. N СД-4-3/16193@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо ПАО (далее — Банк) от 08.06.2020, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Частью 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.
Таким образом, для целей налога на прибыль организаций расходы, осуществленные на территории Российской Федерации, могут быть подтверждены документами, оформленными в электронной форме и подписанными квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении таких документов на бумажном носителе. При этом произведенные расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса.
Данная позиция неоднократно высказывалась Минфином России, в частности, в письмах от 27.03.2020 N 03-03-06/1/24411 и от 13.02.2020 N 03-03-07/9888.
Как следует из запроса Банка, он и его клиенты заинтересованы в совершении сделок (открытие счета и т.п.) посредством использования электронных сервисов без личного присутствия клиента в офисе кредитной организации. Соответственно, подтверждением сделки в данном случае будут являться документы и информация, созданные с использованием современных цифровых технологий.
Банк просит ФНС России рассмотреть возможность применения электронных документов и видеозаписей для подтверждения доходов/расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли банка, с учетом того что Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 34-ФЗ) гражданское законодательство дополнено положениями, допускающими возможность осуществления таких сделок.
Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-ФЗ пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации был изложен в следующей редакции: «Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю».
Согласно пояснительной записке к законопроекту данного закона (паспорт проекта федерального закона N 424632-7) данные положения вносятся в целях облегчения совершения сделок с цифровыми правами. Выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети Интернет) будет приравнено к простой письменной форме сделки.
Следовательно, законодательство Российской Федерации начиная с 1 октября 2019 года допускает возможность совершения сделки с помощью электронных либо иных технических средств при соблюдении предусмотренных законом условий.
ФНС России полагает, что налоговое законодательство Российской Федерации не содержит положений, препятствующих реализации Банком прав, предусмотренных Федеральным законом N 34-ФЗ.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
05.10.2020
——————————————————————