Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо ФНС России от 14.07.2021 № БС-4-11/9883@

Вопрос: О привлечении к ответственности налогового агента по НДФЛ (его обособленного подразделения) за представление сведений о доходах физлиц, содержащих недостоверные персональные данные.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 июля 2021 г. N БС-4-11/9883@

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями от 01.04.2021, от 09.04.2021 о разъяснении порядка применения положений статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при представлении налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, содержащих недостоверные персональные данные налогоплательщиков — физических лиц, сообщает следующее.
Письмами ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515, от 09.12.2016 N СА-4-9/23659@ (доведены по системе налоговых органов) даны разъяснения по поставленному вопросу.
В частности, разъяснено, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, должна предусматривать представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ и (или) расчета по форме 6-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).
Также указано на то, что в случаях предоставления недостоверной информации, которая не привела к неблагоприятным последствиям для бюджета или нарушению прав физических лиц, должны быть учтены положения пункта 1 статьи 112 Кодекса в части применения смягчающих обстоятельств.
Таким образом, вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных в ходе мероприятий налогового контроля фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 Кодекса, в установленном Кодексом порядке.
При этом организации, выполняя предусмотренные Кодексом обязанности налоговых агентов, должны предпринимать все возможные меры по идентификации налогоплательщиков, получивших от них доход.
По вопросу привлечения к ответственности по статье 126.1 Кодекса и осуществления производства по делу о налоговом правонарушении в отношении юридического лица (головной организации) налоговым органом по месту учета обособленного подразделения следует учитывать разъяснения ФНС, направленные в адрес территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 04.02.2019 N ЕД-4-15/1800.
В частности, разъяснено, что согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 19 НК РФ, а не пункт 2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно статье 107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.
При этом производство по делу о налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
14.07.2021

——————————————————————