Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81951

Вопрос: Контрагент организации предлагает применять факсимильные подписи при документальном оформлении сделки. Допускается ли заверять первичные документы факсимильной подписью уполномоченных лиц? Возможны ли в этом случае негативные налоговые последствия при признании организацией расходов по налогу на прибыль и применении вычетов по НДС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/81951

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Порядок оформления первичных учетных документов регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определены обязательные реквизиты первичного учетного документа.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Одним из обязательных реквизитов является подпись лица (лиц), предусмотренного пунктом 6 части 2 Закона N 402-ФЗ, с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этого лица (лиц).
Таким образом, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Следовательно, при исчислении налога на прибыль организаций не учитываются расходы, которые документально не подтверждены.
Что касается использования факсимильной подписи при заполнении счетов-фактур, то в соответствии с подпунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Пунктом 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Использование счетов-фактур, подписанных факсимильной подписью, Кодексом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи, признаются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
08.12.2017

——————————————————————