Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 15.03.2019 № 03-07-08/17235

Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при перечислении иностранному лицу сумм возмещенного ущерба.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 марта 2019 г. N 03-07-08/17235

В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при перечислении иностранному лицу сумм возмещенного ущерба Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
При этом в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указаны «иные аналогичные доходы».
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
По мнению Департамента, суммы ущерба, возмещаемого нарушителями французской компании — правообладателю, следует рассматривать как иные аналогичные доходы иностранной организации, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 286 Кодекса установлено, что, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающую указанный доход налогоплательщику.
Также пунктом 1 статьи 310 Кодекса, регулирующей особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, предусматривается, что налог с доходов в данном случае исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Одновременно сообщаем, что при налогообложении перечисленных сумм возмещенного ущерба следует руководствоваться положениями применимого международного договора об избежании двойного налогообложения, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством.
Что касается налога на добавленную стоимость, то объектом налогообложения этим налогом признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим при перечислении денежных средств иностранному лицу, являющихся возмещением причиненного этому лицу ущерба, обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость у российской организации не возникает.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Врио директора Департамента
Р.А.СААКЯН
15.03.2019

——————————————————————