Вопрос: О предложениях по введению запрета (ограничений) на оказание плательщиками НПД услуг юрлицам (ИП) и изменению ставок НПД.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2025 г. N 03-11-11/28865
В связи с обращениями (зарегистрированы в Минфине России 27.02.2025) Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Как следует из обращений, по налогу на профессиональный доход (далее — НПД) предлагается запретить плательщикам НПД оказание услуг юридическим лицам либо запретить осуществление операций в пользу одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя силами плательщиков НПД, если аналогичные операции уже осуществляются лицами на основании трудовых договоров, либо внести в Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон N 422-ФЗ) изменение, предусматривающее оказание плательщиками НПД услуг исключительно физическим лицам.
Также предложено установить пятиступенчатую шкалу налоговых ставок (минимальная 13% при сумме дохода до 2,4 млн рублей, максимальная 22% при сумме дохода свыше 50 млн рублей) в отношении доходов, полученных плательщиками НПД от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
В этой связи сообщаем, что правовые основы проведения эксперимента по установлению НПД определены Федеральным законом N 422-ФЗ.
Так, Федеральным законом N 422-ФЗ определено понятие профессионального дохода. В частности, профессиональным доходом признается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 1 и 8 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ, а не подпункты 1 и 8 части 2 статьи 2.
Не признаются объектом налогообложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, а также от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (подпункты 1 и 8 части 2 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ).
В случае привлечения физических лиц, уплачивающих НПД, к выполнению функций, которые по своему характеру отвечают признакам трудовых отношений, в том числе скрытых договорами гражданско-правового характера, высоки риски переквалификации таких отношений в трудовые.
Необходимо отметить, что сценарные условия заключения договоров гражданско-правового характера и трудовых договоров идентичны при применении различных специальных налоговых режимов (НПД, УСН, патентной системы налогообложения).
Вместе с тем в рамках НПД выявлять подобные «схемы» значительно проще, так как сведения о доходах плательщиков НПД поступают в налоговые органы в режиме онлайн, что позволяет проводить автоматизированный анализ и применять риск-ориентированный подход.
ФНС России разработана контрольно-аналитическая подсистема, которая на постоянной основе осуществляет контроль нарушений при применении НПД, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации.
Исходя из установленных параметров формируется перечень организаций, включенных в группу риска, и у налоговых органов появляются основания для проведения в отношении них контрольных мероприятий.
В целях противодействия нелегальной занятости в субъектах Российской Федерации в настоящее время создаются межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости, которые в том числе уполномочены рассматривать ситуации, связанные с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, в том числе при взаимодействии с физическими лицами, применяющими НПД.
При этом, по данным ФНС России, в настоящее время в группе риска находятся менее 1% организаций, которые осуществляют взаимодействие с плательщиками НПД.
В 2024 году 2 133 316 человек (из 12 171 657 плательщиков НПД) были поставщиками товаров (работ, услуг) юридическим лицам. При этом только у 143 981 плательщиков НПД доходы от реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам превысили 1,2 млн рублей в год.
Данные показатели свидетельствуют об отсутствии значимого влияния режима НПД на рынок труда и трудовые отношения. Соответственно, приведенные в обращении данные, что по «экспертным оценкам» потери бюджета и внебюджетных фондов в результате использования труда «самозанятых» оцениваются в 2 трлн рублей ежегодно, не соответствуют действительности.
Следует также отметить, что при введении НПД гарантировалась неизменность его параметров на 10 лет — до 2028 года включительно, что следует в том числе из рекомендаций парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23.05.2024.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ в течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в указанный Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона N 422-ФЗ.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что НПД введен в порядке эксперимента до 31.12.2028, предложения об изменении параметров НПД, в том числе в части налоговых ставок, целесообразно рассматривать на основании анализа итоговых результатов эксперимента.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
24.03.2025