Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 26.08.2016 № 03-04-06/50112

Вопрос: Об НДФЛ с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лиц, замещавших должности в органах исполнительной власти муниципального образования.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 августа 2016 г. N 03-04-06/50112

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой администрацией муниципального образования лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти муниципального образования, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 177-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О накопительной пенсии», освобождаются от обложения по налогу на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, предоставленная неработающему гражданину (пенсионеру) по месту его проживания (пребывания) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет является видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Указанная пенсия, согласно пункту 2 статьи 5 и подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, назначается, в частности, федеральным государственным гражданским служащим.
Правовые основы организации муниципальной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Статьей 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного пенсия за выслугу лет является составной частью государственного пенсионного обеспечения и может быть отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании пункта 2 статьи 217 Кодекса.
Выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ не предусмотрены.
С учетом изложенного ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие пункта 2 статьи 217 Кодекса.
Вместе с этим Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2012, придерживается мнения, что ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу пункта 2 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственного пенсионному обеспечению.
С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, следует руководствоваться указанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.
В случае если лица, замещавшие должности в органах исполнительной власти муниципального образования, не являлись муниципальными служащими в соответствии с действующим законодательством, по мнению Департамента, на суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой администрацией муниципального образования таким лицам, действие нормы пункта 2 статьи 217 Кодекса не распространяется и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
26.08.2016

——————————————————————