Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 01.06.2021 № 03-04-05/42398

Вопрос: О получении социального вычета по НДФЛ в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни супруга, если выгодоприобретателем по договору является супруга.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 июня 2021 г. N 03-04-05/42398

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 31.03.2021 о порядке предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного страхования жизни и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор личного страхования.
Частью 2 статьи 934 Гражданского кодекса установлено, что договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса. Указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.
Таким образом, право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц возникает у налогоплательщика, если одновременно соблюдаются следующие условия, а именно: договор добровольного страхования жизни заключен налогоплательщиком со страховой компанией на срок не менее пяти лет, застрахованным лицом (если выгодоприобретатель в договоре не указан), выгодоприобретателем по договору является сам налогоплательщик и (или) члены его семьи и близкие родственники, поименованные в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса (супруг, родители, дети), страховые взносы по договору уплачены налогоплательщиком за счет собственных средств при представлении документов, подтверждающих его фактические расходы по добровольному страхованию жизни.
Учитывая, что договор добровольного страхования жизни заключен супругой со страховой компанией на срок более пяти лет и выгодоприобретателем по такому договору является супруга, то она вправе получить социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в отношении сумм уплаченных ею страховых взносов при представлении документов, подтверждающих ее фактические расходы.
Соответственно, супругу социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, по договору, заключенному супругой, не предоставляется.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
01.06.2021

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО