Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-05-06-02/62540

Вопрос: Об уплате алиментов; об НДФЛ с зарплаты и алиментов; о распределении налоговых доходов между бюджетами РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 сентября 2018 г. N 03-05-06-02/62540

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
По вопросу уплаты алиментов
Статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — Семейный кодекс) определена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов).
В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Семейного кодекса при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841.
Взыскивание алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке может производиться не только в долях к заработку того родителя, с которого алименты взыскиваются, но и в твердой денежной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Семейного кодекса при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса) и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Также отмечается, что согласно статье 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
По вопросу уплаты налога на доходы физических лиц
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 41 Кодекса установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Таким образом, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Вместе с тем алименты, получаемые налогоплательщиками, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (пункт 5 статьи 217 Кодекса).
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц не предусмотрено.
По вопросу уплаты налогов
Уплата земельного налога регулируется главой 31 «Земельный налог» Кодекса. На основании статьи 397 Кодекса земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом ряд федеральных налогов также распределяется в пользу региональных бюджетов по различным нормативам.
Так, налог на доходы физических лиц уплачивается в региональные и местные бюджеты по месту регистрации юридического лица.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
03.09.2018