Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения — «доходы», с 2003 г.
В 2024 г. организация реализовала объект недвижимости. Расчеты по данной сделке, согласно договору купли-продажи, производятся в рассрочку в течение трех лет с начислением процентов на остаток неоплаченного основного долга.
Доход организации за 2024 г. не превысит 60 млн руб.
Первый платеж по графику будет произведен в январе 2025 г., также в течение 2025 г. ежемесячно будут начисляться и выплачиваться проценты на остаток основного долга, что суммарно в 2025 г. приведет к превышению лимита в 60 млн руб., но не превысит 100 млн руб.
В 2025 г. организация не планирует реализовывать какие-либо товары или оказывать какие-либо услуги, доходом будут только платежи по договору купли-продажи недвижимости.
Являются ли объектом налогообложения по НДС поступившая оплата в 2025 г. и выплаченные проценты на остаток задолженности по договору в случае превышения в 2025 г. дохода (поступления на расчетный счет) свыше 60 млн руб.?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 января 2025 г. N 03-07-11/143
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 15 ноября 2024 г., о включении в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) получаемых после 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, сумм оплаты за недвижимое имущество, реализованное организацией до указанной даты на условиях коммерческого кредита, Департамент налоговой политики сообщает.
Положениями Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, а не пункт 3.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2025 года (далее — Кодекс), организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы НДС, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса. Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые указанными организациями до 1 января 2025 года, НДС не облагаются.
В связи с этим получаемые после 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, суммы оплаты за недвижимое имущество, реализованное этой организацией до указанной даты, в налоговую базу по НДС не включаются.
Что касается применения НДС в отношении процентов за предоставление коммерческого кредита, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2012 г. по делу N А12-542/2012, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было отказано определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N ВАС-14084/12, проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, являются платой за коммерческий кредит.
Пунктом 12 постановления от 8 октября 1998 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» разъяснено, что согласно статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты. Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (пункт 2 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом (в том числе суммами аванса, предварительной оплаты), являются платой за пользование денежными средствами.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса проценты по займам освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы процентов, получаемые продавцом от покупателя за предоставление отсрочки оплаты на условиях коммерческого кредита, не включаются в налоговую базу по НДС и не подлежат налогообложению НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
09.01.2025
——————————————————————