Вопрос: ИП применяет специальный налоговый режим «Упрощенная система налогообложения», осуществляет различные виды деятельности: операции, освобождаемые от налогообложения НДС на основании ст. 149 НК РФ, и операции, облагаемые НДС. Сумма дохода за 2024 г. составляет 397 203,9 тыс. руб.
Вправе ли ИП при наличии одновременно операций, облагаемых НДС и освобожденных от данного налога, применять ставку 7% по облагаемым операциям?
Если ставку НДС 7% применять правомерно, с какого налогового периода возможно перейти на применение этой пониженной ставки?
Вправе ли ИП произвести перерасчет налога на добавленную стоимость и представить уточненные декларации, если НДС начислен по ставке 20% с 01.01.2025?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2025 г. N 03-07-11/98355
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 11 августа 2025 г., о применении ставок налога на добавленную стоимость налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее соответственно — НДС, УСН), Департамент налоговой политики сообщает.
С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.
При этом на основании положений главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. такими организацией или индивидуальным предпринимателем, подлежат налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса либо не облагаются НДС на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
В связи с этим с 1 января 2025 г. указанными организацией или индивидуальным предпринимателем при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, применяются налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 164 Кодекса.
В то же время организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН и не имеющие оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, производить исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 — 1.2, 2.1 — 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса) при условии соблюдения размера доходов, установленного пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса. Данные налоговые ставки применяются указанными организацией или индивидуальным предпринимателем с начала налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, либо с начала очередного налогового периода по НДС (второй квартал, третий квартал, четвертый квартал) в календарном году, в котором применяется УСН.
В случае если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов перешли не с начала налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а с начала очередного налогового периода по НДС (второй квартал, третий квартал, четвертый квартал) в календарном году, в котором применяется УСН, то сумма НДС, исчисленная указанными организацией или индивидуальным предпринимателем в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных в периоде, в котором налоговые ставки в размере 5 или 7 процентов не применялись, перерасчету не подлежит, поскольку такой перерасчет нормами главы 21 Кодекса не предусмотрен.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
10.10.2025
——————————————————————