Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина России от 14.12.2021 N 03-07-11/101497

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 декабря 2021 г. N 03-07-11/101497

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 7 декабря 2021 г., о налогообложении в части налога на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость (далее — НДС) введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения НДС регулируется нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
В настоящее время в Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов.
Поскольку НДС является косвенным налогом, уплачиваемым за счет покупателей (конечных потребителей), главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации в целях уменьшения влияния этого налога на уровень потребительских цен и в качестве меры социальной поддержки населения предусмотрено освобождение от НДС отдельных товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе медицинских товаров и медицинских услуг, услуг в сфере образования, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и др.
Также действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость установлена пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.
Отмена (снижение ставки) НДС приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере. Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы. В связи с этим отмена (снижение ставки) НДС, то есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участниках налоговых отношений.
Кроме того, как показывает практика применения НДС, отмена (снижение ставки) данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание постоянную работу над совершенствованием администрирования НДС, отменять (снижать ставку) налога в настоящее время нецелесообразно.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
14.12.2021