Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах в отношении выплат, связанных с увольнением работников.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 2025 г. N 03-04-06/47601
Департамент налоговой политики (далее — Департамент) рассмотрел обращения ПАО от 06.12.2024 и от 11.04.2025, а также обращение, поступившее письмом от 20.12.2024, и сообщает следующее.
1. Налог на доходы физических лиц
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением физических лиц, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, превышающей шестикратный размер такого среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия).
Случаи предоставления компенсационных выплат, в том числе выходных пособий, связанных с увольнением работников (руководителей, заместителей руководителя организации), установлены статьями 178 и 181 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).
При этом исходя из положений статьи 178 Трудового кодекса случаи выплаты выходных пособий, а также установления повышенных размеров выходных пособий могут устанавливаться трудовым договором или коллективным договором.
Таким образом, к компенсационным выплатам, связанным, в частности, с увольнением работников, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, могут применяться положения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен, в частности, Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ).
На основании статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Положение N 1540).
В этой связи нормы, в частности, Федерального закона N 255-ФЗ и Положения N 1540 в части порядка исчисления размера среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются также для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Так, для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса средний месячный заработок исчисляется с учетом положений, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктами 5 и 7 Положения N 1540, путем исчисления его за два календарных года, предшествующие году увольнения, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя, и с возможностью замены лет в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году увольнения, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предшествующими календарными годами (календарным годом).
По мнению Департамента, при отсутствии у работодателя сведений о среднем заработке работника за два календарных года, предшествующие году его увольнения, средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса может быть рассчитан с учетом положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 8 Положения N 1540.
С учетом положений части 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 24 Положения N 1540 средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса рассчитывается путем умножения на 30,4 среднего дневного заработка, рассчитанного в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13 Положения N 1540.
Кроме того, для определения среднего месячного заработка в целях применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса размер среднего дневного заработка не должен превышать установленные частью 3.3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13.1 Положения N 1540 лимиты.
При этом средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса не должен превышать лимиты, установленные частью 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 20 Положения N 1540.
2. Страховые взносы
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая изложенное, выплаты в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, производимые работнику при увольнении, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работника (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» изменения в абзац шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не вносились.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
15.05.2025
——————————————————————