Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 28.11.2023 № 03-07-11/114216

Вопрос: Гостиничный комплекс, используемый организацией, — отель включен в перечень объектов туристской индустрии. В реестре туристских объектов Министерства экономического развития имеется реестровая запись по объекту организации с присвоенным номером (структура уникального номера реестровой записи определяется Министерством экономического развития Российской Федерации).
На основании решения о присвоении категории аккредитованной организацией были внесены сведения о присвоении категории в Федеральный перечень туристских объектов. Гостинице присвоена категория «4 звезды». Категория присвоена гостинице 17.06.2022 за порядковым номером в Федеральном перечне (https://xn—-7sba3acabbldhv3chawrl5bzn.xn--plai/displayAccommodation/35800).
С 1 июля 2022 г. согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская индустрия — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, а также объектов общественного питания. Средство размещения — имущественный комплекс, включающий здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц. Гостиница — средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги.
Под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (далее — Правила предоставления гостиничных услуг, Правила).
На основании абз. 9 п. 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 (далее — Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы.
В Приложении N 4 к данному Положению изложены Требования к гостиницам, а именно:
1. Требование к зданию и прилегающей территории.
2. Требование к техническому оборудованию и оснащению, в том числе:
п. 5: освещение;
п. 6: водоснабжение, в том числе бутилированная вода;
п. 7: отопление;
п. 8: кондиционирование воздуха;
п. 9: вентиляция;
п. 13: наличие телефона;
п. 14: наличие информационно-телекоммуникационной сети Интернет во всех помещениях гостиницы.
3. Требование к номерному фонду.
4. Требования к санитарным объектам общего пользования.
5. Требования к общественным помещениям, в том числе наличие:
п. 25: общественных помещений с мебелью и другим оборудованием, соответствующим функциональному назначению помещения;
п. 34: конференц-зала с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура);
п. 35: бизнес-центра (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры);
п. 36: спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса).
6. Требования к помещениям для предоставления услуг питания.
7. Требования к услугам.
8. Требования к услугам питания.
9. Требования к технологии обслуживания, внешний вид персонала.
Смысловой анализ вышеизложенных требований Положения дает основание сделать вывод, что наличие в гостинице информационно-телекоммуникационной сети Интернет, конференц-зала, бизнес-центра, спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса), равно как и вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения, является обязательным требованием к оснащению гостиницы. То есть наличие данного функционала у гостиницы само по себе не может рассматриваться как оказание гостям соответствующих сопутствующих дополнительных услуг. Данный функционал лишь обеспечивает возможность пользоваться данным оснащением.
В гостинице существует много территориальных оборудованных зон, не имеющих ограничений для общего доступа гостей, таких как: комфортная зона приема и регистрации пребывающих, лифтовое оборудование, зона бара и ресторана, зал для фитнеса, туалетные комнаты и прочее, пользование которыми гостями в настоящий момент не рассматривается как дополнительная услуга, выручка от оказания соответствующих услуг за пользование данными зонами отдельно не формируется, дополнительная плата с гостей не взимается.
Является ли наличие в гостинице опции свободного доступа и предоставления возможности пользоваться тренажерным залом или залом для фитнеса лицам, проживающим в гостинице, основанием для обязательного формирования выручки от оказания дополнительных услуг в гостинице, связанных с наличием указанной опции, облагаемой НДС по ставке 20%?
Является ли опция свободного доступа и предоставления возможности пользоваться тренажерным залом или залом для фитнеса лицам, проживающим в гостинице, фактором, влияющим на определение стоимости проживания, которая формирует выручку от оказания гостиничных услуг, облагаемую НДС по ставке 0%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 ноября 2023 г. N 03-07-11/114216

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 16 ноября 2023 г., и по вопросу применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 0 процентов к цене номера, учитывая, что потребитель услуги временного проживания (гость) пользуется расположенными в гостинице тренажерным залом или залом для фитнеса без взимания дополнительной платы, сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что с 1 июля 2022 года налогообложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее — Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.
На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее — Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII — VIII приложения N 4 к Положению.
Принимая во внимание, что в соответствии с Положением наличие в гостинице общественных помещений, таких как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса), является технической характеристикой гостиницы, возможность посещения гостем поименованных помещений без взимания с него дополнительной платы не может рассматриваться как реализация гостиницей услуг в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Кодекса. В связи с этим на предоставление гостиницей гостю возможности посещения таких общественных помещений, как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса), без взимания с него дополнительной платы нормы вышеуказанных пункта 1 статьи 146 и подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса не распространяются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
28.11.2023

——————————————————————