Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.08.2018 № Ф03-3189/2018

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2018 г. N Ф03-3189/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт»: Грановская А.Г., представитель по доверенности от 01.01.2018 N 17;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: представитель явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт»
на решение от 21.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018
по делу N А51-25373/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.К. Калягин; в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» (ОГРН 1022701191996, ИНН 2723049957, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 46)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ОГРН 1052503717408, ИНН 2538090446, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, ул. Сельская, 3)
о признании незаконными и отмене предписаний
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» (далее — ООО «РН-Востокнефтепродукт») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее — Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, административный орган) от 28.08.2017 N 1372/1, от 28.08.2017 N 1372/2, от 28.08.2017 N 1372/3.
Решением суда от 21.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018, в удовлетворении требования о признании незаконными спорных предписаний отказано, в части требования об отмене предписаний от 28.08.2017 N 1372/1, N 1372/2 и N 1372/3 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе общество, а также его представитель в судебном заседании, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что проверка проведена с нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), поскольку в распоряжении от 26.06.2017 N 104 частично отсутствуют сведения, обязательные в соответствии со статьей 14 Закона N 294-ФЗ. Указывает на то, что распоряжение от 27.07.2017 N 1372 о проведении проверки, вручено обществу в первый день проверки (01.08.2017). Не согласен с позицией административного органа, поскольку основным видом деятельности является оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин. Указывает, что было лишено возможности представить документы, свидетельствующие о выполнении установленных требований, поскольку нарушена организация проверки.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю в отзыве на кассационную жалобу против доводов предпринимателя возражает, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу — без удовлетворения. Также ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ООО «РН-Востокнефтепродукт», проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю о проведении плановой, выездной проверки от 27.07.2017 N 1372 в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По итогам проверки составлен акт от 28.08.2017 N 1372, которым установлено, что общество осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, деятельность по изготовлению и реализации продукции из полуфабрикатов, при этом выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными актами при осуществлении указанной деятельности.
По факту выявленных нарушений обществу выданы предписания:
1) от 28.08.2017 N 1372/1, согласно которому заявителю необходимо в срок до 30.10.2018:
— оборудовать помещение на АЗК моечными ваннами с подводкой холодной и горячей воды для обработки инвентаря, а также производственного оборудования;
— организовать ежедневный органолептический контроль качества готовых блюд на АЗК в соответствии с требованиями пункта 9.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее — СП 2.3.6.1079-01);
— организовать ежедневный осмотр сотрудников АЗК, осуществляющих производство и реализацию пищевой продукции, на гнойничковые заболевания, оформить журнал осмотра;
— приобрести санитарную одежду установленного образца сотрудникам АЗК, осуществляющим производство и реализацию пищевой продукции;
— организовать производственный контроль (в том числе лабораторный) за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии общественного питания быстрого обслуживания в соответствии с утвержденной руководителем программой производственного контроля;
2) от 28.08.2017 N 1372/2, согласно которому заявителю в срок до 30.10.2018 необходимо:
— обеспечить наличие на АЗК товаросопроводительных документов на все поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье, находящиеся в обращении;
— промаркировать емкости для сбора пищевых отходов на АЗК N 413;
— обеспечить наличие в морозильной камере для хранения полуфабрикатов прибора для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов на АЗК N 413;
— разработать, внедрить и обеспечить поддержание процедур обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевых продуктов, основанных на принципах ХАССП;
3) от 28.08.2017 N 1372/3, согласно которому заявителю в срок до 27.10.2018 необходимо:
— организовать доведение до потребителей информации о реализуемой и изготовляемой продукции на АЗК N 415, N 413 в соответствии с требованиями пунктами 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее — Правила N 1036).
Не согласившись с вышеуказанными предписаниями, посчитав их незаконными и нарушающими права и интересы ООО «РН-Востокнефтепродукт», последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют закону и не нарушают права общества. В части требований отменить оспариваемые предписания суд первой инстанции указал на неподведомственность данного требования арбитражному суду, в связи с чем прекратил производство в данной части в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 150 АПК РФ.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 7 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Закона N 2300-1 (далее — Закон N 2300-1) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 40 Закона N 2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В силу пунктов 5.1, 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в том числе надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее — Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру — принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Включает также выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
Судами по материалам дела подтверждено, что общество осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, а также деятельность по изготовлению и реализации продукции из полуфабрикатов.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон N 29-ФЗ) при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (часть 1 статьи 22 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5.2 санитарных правил СП 2.3.6.1079-01, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2011 N 31 (далее — СП 2.3.6.1079-01), набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке: механическая очистка от остатков пищи; мытье щетками в воде с температурой не ниже 40 град. С с добавлением моющих средств; ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах (пункт 6.16 СП 2.3.6.1079-01).
Пунктом 9.1 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что предприятиями общественного питания ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.
Согласно пункту 13.4 СП 2.3.6.1079-01 работники организации обязаны работать в чистой санитарной одежде и менять ее по мере загрязнения.
Пункт 13.5 СП 2.3.6.1079-01 предусматривает, что ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются
В силу пункта 3 статьи 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее — ТР ТС 021/2011) пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно части 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
Пунктом 2 статьи 15 ТР ТС 021/2011 установлено, что технологическое оборудование, если это необходимо для достижения целей настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, должно быть оснащено соответствующими контрольными приборами.
Судами по материалам дела подтверждено, что Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю при проверке общества выявлено нарушение вышеуказанных норм права, поскольку было установлено, что помещение на автозаправочной колонке, в котором велась розничная торговля пищевой продукцией, а также приготовление пищевой продукции не оборудовано моечными ваннами с подводкой холодной и горячей воды для обработки инвентаря, а также производственным оборудованием; не организован ежедневный органолептический контроль качества готовых блюд, ежедневный осмотр сотрудников АЗК, которые осуществляют производство и реализацию пищевой продукции, на гнойничковые заболевания, не оформлен журнал осмотра; операторы-кассиры работают с полуфабрикатами при приготовлении блюд не в санитарной, а в специальной фирменной одежде, не организован производственный контроль (в том числе лабораторный) за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии общественного питания быстрого обслуживания в соответствии с утвержденной руководителем программой производственного контроля, отсутствуют на АЗК товаросопроводительные документы на все поступающие пищевые продукты и продовольственное сырье, находящиеся в обращении, не промаркированы емкости для сбора пищевых отходов на АЗК N 413, в морозильной камере для хранения полуфабрикатов отсутствует прибор для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, а также не разработано, внедрено и обеспечено поддержание процедур обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевых продуктов, основанных на принципах ХАССП.
Такие действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушают статью 22 Закона N 29-ФЗ, пункты 5.2, 6.16, 9.1, 13.4, 13.5 СП 2.3.6-1079-01, пункт 3 статьи 5, пункт 3 статьи 16, пункт 2 статьи 15 ТР ТС 021/2011.
Кроме этого, судами по материалам проверки верно установлено нарушение обществом также пунктов 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее — Правила N 1036), поскольку информация о реализуемой продукции (хот-доги (френч-дог, гриль-дог), гамбургеры, напитки (горячий шоколад, кофе эспрессо, чай в ассортименте), размещенная для потребителей в меню, не содержит сведений о продукции — не указаны в полном объеме входящие в ее состав основные рецептуарные компоненты, пищевая и энергетическая ценность (химический состав и калорийность).
Нарушения, совершенные обществом, подтверждаются: актом проверки от 28.08.2017 N 1372, протоколом N 1/1372 ТТР осмотра принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.08.2017, а также имеющимися в деле фотоматериалами.
Кроме этого, как верно установил суд апелляционной инстанции, фактически ООО «РН-Востокнефтепродукт» оказывает услуги общественного питания, как предприятие быстрого обслуживания, реализуя узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, в том числе, из полуфабрикатов высокой степени готовности, что подтверждено: пояснительной запиской заявителя от 22.08.2017, фотографическими изображениями, договорами поставки сопутствующих товаров для последующей продажи на АЗК/С от 27.02.2017 N 0859417/0293Д, от 03.05.2016 N 0859416/060216, от 22.10.2016 N 0859416/1350Д, актом проверки N 1372 от 28.08.2017, бракеражным журналом пищевой продукции, журналом термической обработки полуфабрикатов, журналом ведения и учета температурного режима холодильника «Сибилла», ведомостью изготовления продукции.
Следовательно, оспариваемые предписания от 28.08.2017 N 1372/1, N 1372/2 и N 1372/3 правомерно признаны судами соответствующими требованиям законодательства в сфере оказания услуг общественного питания и их розничной продажи и не нарушающими прав заявителя, поскольку направлены на защиту прав потребителей пищевой продукции.
Доводы заявителя жалобы о том, что основным видом деятельности общества является реализация автомобильного бензина и дизельного топлива, а услуги общественного питания им не оказываются, поскольку им реализуется уже готовая продукция, которая на автозаправочных комплексах не употребляется, обоснованно отклонены судами со ссылкой на понятие услуги общественного питания, данной в пунктах 3.1, 3.5 ГОСТ 30389-2013 и материалы проверки, которые подтверждают осуществление деятельности общественного питания, наличие в штате должности работника кафе, а также соответствующего оборудования, журналов учета.
Доводы заявителя жалобы о нарушении процедуры извещения общества о начале проведения проверки являлись предметом исследования суда второй инстанции и правомерно отклонены, поскольку в адрес общества направлено распоряжение о начале проведения плановой выездной проверки от 26.06.2017 N 104, которое получено им 13.07.2017, что подтверждено копией почтового уведомления о вручении почтового отправления.
Ссылка заявителя жалобы на то, что распоряжение о начале проведение плановой выездной проверки от 26.06.2017 N 104 не могло являться основанием для назначения проверки, так как оно не соответствует подпункту 4 пункта 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ, верно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие указания на конкретный предмет проверки не свидетельствует о невозможности использования ее результатов (документов, составленных по результатам проверки).
Кроме этого, суд второй инстанции указал, что при наличии указания на цели и задачи проверки, указанные нарушения не могут быть признаны грубыми и являться основанием для признания оспариваемых предписаний незаконными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства, обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю выданы в соответствии с действующим законодательством, являются исполнимыми и не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А51-25373/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ

——————————————————————