Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2021 № Ф08-652/2021 по делу № А32-8515/2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2021 г. по делу N А32-8515/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Захарова В.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица — Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару (ИНН 2308024329, ОГРН 1042303711559) — Неваленной В.А. (доверенность от 13.11.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя — общества с ограниченной ответственностью «АгроРост-Продукт» (ИНН 2308112007, ОГРН 1052303703430), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 09012 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АгроРост-Продукт» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2020 по делу N А32-8515/2020, установил следующее.
ООО «АгроРост-Продукт» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару (далее — инспекция) с заявлением о признании незаконными действий по вынесению и направлению обществу требования от 14.10.2019 N 8797 о предоставлении документов (информации); обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества; взыскании 3 тыс. рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины и 20 тыс. рублей расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда от 13.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.11.2020, в удовлетворении требований отказано. Суд, руководствуясь статьями 89, 93, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сделал вывод о наличии у инспекции права запросить в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.08.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.11.2020, требования удовлетворить. Ссылается на то, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, которые счел установленными, выводы суда не соответствуют доказательствам. Суд не оценил принятие к нему мер за неисполнение требования инспекции. При проведении выездной налоговой проверки обществу неправомерно за пределами сроков ее проведения направлено требование о представлении документов.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция на основании решения от 20.12.2018 N 38 с 29.12.2018 по 15.10.2019 провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) обществом налогов и сборов, в ходе которой направила ему требование от 14.10.2019 N 8797 о представлении документов (информации). Документ направлен обществу по ТКС 15.10.2019. В этот день обществу также проверяющим инспектором направлена справка о проведении выездной налоговой проверки от 15.10.2019.
Не согласившись с действиями инспекции по запросу документов требованием от 14.10.2019 N 8797 после составления справки о проведенной выездной налоговой проверки, общество обжаловало их в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Последнее решением от 10.12.2019 N 24-12-1453 жалобу оставило без удовлетворения.
Несогласие с действиями инспекции повлекло обращение общества в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 93 Кодекса предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В силу абзаца 1 пункта 12 статьи 89 и пункта 3 статьи 93 Кодекса налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (пункт 8 статьи 89 Кодекса). В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 Кодекса).
Кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование представляется налогоплательщику в последние дни выездной налоговой проверки, и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отражено, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 Кодекса следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса.
Поэтому, принимая во внимание положения пункта 4 статьи 101 Кодекса, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Изложенное свидетельствует о наличии у налогового органа права истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что, в свою очередь, свидетельствует о существовании у налогоплательщика корреспондирующей обязанности представить истребованные налоговым органом документы, относящиеся к проверяемому налоговым органом налоговому периоду.
Положения статьи 100 Кодекса «Оформление результатов налоговой проверки» определяют, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Установленный Кодексом срок для составления акта по итогам выездной налоговой проверки свидетельствует об учете законодателем возможности истребования налоговым органом документов у налогоплательщика в последний день выездной налоговой проверки, которая предполагает предоставление разумного времени для получения налогоплательщиком требования и его исполнения, а также анализа налоговым органом представленных налогоплательщиком документов.
Другой вывод свидетельствовал бы об установлении законодателем излишне продолжительного времени для составления налоговым органом одного документа, содержащего отражение уже совершенных налоговым органом контрольных мероприятий.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что выездная налоговая проверка общества проводилась с 29.12.2018 по 15.10.2019. Требованием о представлении документов от 14.10.2019 N 8797 у общества запрошены документы, необходимые для проведения налоговой проверки, оно направлено ему по ТКС 15.10.2019 в день составления и направления справки о проведенной выездной налоговой проверки от 15.10.2019.
Как правильно отметил суд, истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с этим следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса.
Изложенное свидетельствует о наличии у инспекции права истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что, в свою очередь, свидетельствует о существовании у налогоплательщика корреспондирующей обязанности представить истребованные налоговым органом документы, относящиеся к проверяемому налоговым органом налоговому периоду.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504.
С учетом пункта 8 статьи 6.1 Кодекса действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Следовательно, спорное требование от 14.10.2019 N 8797 о представлении документов, направленное инспекцией налогоплательщику в последний день проведения проверки, считается направленным в пределах установленных сроков.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о наличии у инспекции оснований для выставления требования в смысле, определенном статьями 31 и 93 и 101 Кодекса. Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2020 по делу N А32-8515/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Т.Н.ДРАБО
В.В.ЗАХАРОВ

——————————————————————