Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.2017 № Ф07-11974/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2017 г. по делу N А26-1312/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., рассмотрев 07.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Дмитриева И.А.) по делу N А26-1312/2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна», место нахождения: 186882, Республика Карелия, Суоярвский р-н, пос. Найстенъярви, Заводская ул., д. 1, ОГРН 1131040000211, ИНН 1016043481 (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 49, ОГРН 1021000521244, ИНН 1001021816 (далее — Учреждение), от 06.12.2016 N 673н/с.
Решением от 21.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый — об удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что Учреждение неправомерно в нарушение положений Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 246-ФЗ) провело проверку Общества.
В отзыве на жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения от 23.08.2016 N 365н/с о проверке начисления, уплаты Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 08.04.2013 по 31.12.2015 Учреждение 08.09.2016 направило в адрес Общества требование N 1 о предоставлении в течение 10 дней со дня получения данного требования документов, необходимых для проведения проверки.
В ответном письме N 09-П Общество сообщило Учреждению, что не ведет журнально-ордерного учета, а проводимая проверка противоречит Закону N 246-ФЗ о трехлетних надзорных каникулах для малого бизнеса, представило документы, подтверждающие, что оно подпадает под действие данного Закона.
Требование от 20.09.2016 N 2 о предоставлении за 2012-2015 годы книг учета доходов и расходов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, полученное Обществом 27.09.2016, не исполнено, документы Учреждению не представлены.
По результатам проверки Учреждение составило справку от 21.10.2016 N 448осс/взносы, акт от 01.11.2016 N 480осс/взносы и вынесло решение от 06.12.2016 N 673н/с, которым привлекло Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в редакции, действовавшей до 01.01.2016 (далее — Закон N 125-ФЗ), за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их начисления, в виде взыскания 4455 руб. 35 коп. штрафа; абзацем 7 пункта 1 статьи Закона N 125-ФЗ за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде взыскания 36 600 руб. штрафа.
Общество оспорило решение Учреждения в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Факт нарушения Обществом требований абзацев 5, 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ установлен судами, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается.
Довод Общества о проведении проверки с нарушением требований Закона N 246-ФЗ суды отклонили как основанный на неправильном толковании норм материального права, указав при этом, что Закон N 246-ФЗ вводит ограничения на проведение с 01.01.2016 по 31.12.2018 плановых проверок в отношении ряда субъектов малого предпринимательства (статья 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; далее — Закон N 294-ФЗ).
В то же время пунктом 8 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что положения этого Федерального закона не применяются при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), действовавший в спорный период, устанавливал, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФ РФ) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.
Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий ФСС РФ и его территориальными органами, является именно Закон N 212-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право органов контроля за уплатой страховых взносов проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Таким образом, поскольку действие Закона N 294-ФЗ не распространяется на правоотношения по проведению выездных и камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а Учреждение в силу положений Закона N 212-ФЗ имело право на проведение проверки Общества, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения (от 06.12.2016 N 673н/с) требованиям законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учтя изложенное, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1500 руб.
Определениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2017 Обществу предоставлены отсрочки по уплате государственной пошлины.
Поскольку постановлением апелляционного суда от 18.07.2017 с Общества в доход федерального бюджета ошибочно взыскано 3000 руб. вместо 1500 руб., то суд кассационной инстанции считает возможным не взыскивать с подателя жалобы в доход федерального бюджета 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу N А26-1312/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» — без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Ю.А.РОДИН

——————————————————————