Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2019 N Ф10-5767/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2019 г. по делу N А54-10935/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи В.Н. Шелудяева
судей Р.Г. Калуцких
В.И. Смирнова
при участии:
от Закрытого акционерного общества «Промышленные катализаторы» — Чечеткина Е.Н., представитель по доверенности от 23.08.2019 N 77;
от Государственного учреждения — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации — не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2019 и на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А54-10935/2018,

установил:

Закрытое акционерное общество «Промышленные катализаторы» (далее — ЗАО «Промкатализаторы», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному учреждению — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС, фонд, учреждение) о признании недействительным приказа от 30.10.2018 N 1407 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019, заявленные требования удовлетворены, приказ фонда от 30.10.2018 N 1407 признан недействительным, на фонд возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, Государственное учреждение — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества «Промышленные катализаторы», судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО «Промкатализаторы» зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя.
Страхователь 24.10.2018 обратился в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год.
Приказом Фонда от 30.10.2018 N 1407 обществу отказано в установлении скидки к страховому тарифу по причине наличия задолженности по страховым взносам.
Не согласившись с вынесенным приказом от 30.10.2018 N 1407, закрытое акционерное общество «Промышленные катализаторы» обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком. При этом размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю, а при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее — Правила).
В силу пункта 3 Правил скидки и надбавки рассчитываются страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Согласно пункту 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов и отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
При этом под уплатой страхователем текущих страховых взносов понимается своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу.
Как следует из материалов дела, отказ обществу в установлении скидки к страховому тарифу мотивирован Фондом фактом выявления на дату обращения с заявлением (24.10.2018) по результатам выездной плановой проверки недоимки по страховым взносам в размере 634 руб. 05 коп.
Признавая выводы контролирующего органа в этой части ошибочными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 данного Закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно пункту 8 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей названного Закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащего уплате штрафа (пункт 9 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
На основании вступивших в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, направляется в порядке, установленном статьей 26.9 данного Закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения (пункт 14 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Учитывая изложенные требования закона, в связи с занижением и неуплатой страховых взносов страхователем их доначисление по результатам выездной проверки осуществляется на основании решения уполномоченного должностного лица Фонда социального страхования. При указанных обстоятельствах задолженность по страховым взносам считается выявленной с даты принятия соответствующего решения по результатам выездной проверки.
Как указано выше, ЗАО «Промышленные катализаторы» 24.10.2018 обратилось в фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год. На указанную дату какая-либо задолженность по страховым взносам по лицевому счету плательщика страховых взносов не значилась.
Решение по результатам рассмотрения акта выездной проверки ЗАО «Промышленные катализаторы» должностным лицом Фонда принято 09.11.2018. В соответствии с указанным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 126 руб. 81 коп. и произведено доначисление страховых взносов в размере 634 руб. 05 коп., пени — 2691 руб. 44 коп.
Требованием от 28.11.2018 N 117 страховщиком предложено обществу в срок до 14.12.2018 уплатить указанные недоимку, пени и штраф.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что для целей рассмотрения заявления ЗАО «Промышленные катализаторы» об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год страховщик должен был учитывать состояние платежей по страховым взносам, сложившееся на дату обращения страхователя с данным заявлением (24.10.2018).
Учитывая изложенное, основания отказа в установлении скидки к страховому тарифу, изложенные в оспариваемом решении, суд обоснованно признал неправомерными и, соответственно, данный акт территориального органа Фонда социального страхования — недействительным.
Доводы Государственного учреждения — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих за собой отмену состоявшихся по настоящему делу решения и постановления суда, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А54-10935/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Р.Г.КАЛУЦКИХ
В.И.СМИРНОВ

——————————————————————