Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2021 № Ф09-598/21 по делу № А71-7616/2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2021 г. N Ф09-598/21

Дело N А71-7616/2020

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2020 по делу N А71-7616/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), без вызова сторон.

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее — Управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Ритм Города» (далее — общество, страхователь) 6500 руб. финансовых санкций, в том числе: финансовой санкции в размере 4000 рублей по решению от 21.11.2019 N 019S19190022311 за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М на 8 застрахованных лиц за август 2019 года, финансовых санкций в сумме 2500 рублей по решениям от 04.12.2019 N 019S19190022824, 019S19190022823, 019S19190022820, 019S19190022813, 019S19190022808 за предоставление неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М об одном застрахованном лице (Чайниковой О.В.) за январь — май 2018 года.

В соответствии со статьями 226 — 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. 07.09.2020 подписана и 08.09.2020 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена резолютивная часть решения по настоящему делу: требования Управления удовлетворены частично, с общества в доход соответствующего бюджета взыскана финансовая санкция по решению от 21.11.2019 в сумме 400 руб. (с уменьшением в 10 раз в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность общества), а также 123 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 15.09.2020.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Управление также считает, что судами не дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Фонд настаивает на том, что при направлении отчетной формы, представленной страхователем в управление 15.01.2019 с типом «дополняющая», за январь — май 2018 года, была допущена ошибка, а выявленная управлением ошибка не была исправлена страхователем своевременно. Поскольку отчеты по форме СЗВ-М (доп) от 15.01.2019 считались непринятыми, а действий по устранению ошибок в срок до 23.01.2019 и представлению откорректированных отчетов со стороны страхователя предпринято не было, он правомерно привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений за январь — май 2018 года в отношении застрахованного лица.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором возражает против доводов Управления, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 286 и 288.2. АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В ходе рассмотрения дела судами установлено, что общество в установленные законом сроки представило в фонд «нулевые» сведения по форме СЗВ-М за январь — май 2018 года с типом формы «исходная» (06.02.2018, 03.03.2018, 09.04.2018, 11.05.2018, 07.06.2018).

Страхователь 15.01.2019 направил по телекоммуникационным каналам связи дополняющие сведения СЗВ-М за указанные периоды в отношении одного застрахованного лица — Чайниковой О.В. Сведения не были приняты фондом, поскольку общество не указало свой номер, под которым зарегистрировано как плательщик страховых взносов — элемент «Регистрационный номер» с кодом «ВСЗЛ.Б-СЗВ-М.1.1» согласно таблице 7 Приложения «Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)», утв. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п.

Управлением в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи 16.01.2019 направлены уведомления об устранении указанной грубой ошибки.

В связи с тем, что ошибки не были устранены, 24.01.2019 Управление составило акты о выявлении правонарушений, 04.12.2019 вынесло решения о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. по каждому из решений. 10.01.2020 фондом выставлены требования со сроком исполнения до 07.02.2020.

Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2020 по делу N А71-6555/2020 фонду отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем 07.07.2020 Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая фонду в части взыскания финансовых санкций в сумме 2500 руб., суды исходили из того, что фондом не установлен и не доказан факт наличия в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР).

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция N 766н).

Согласно пункту 32 данной Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Инструкция N 766н (пункт 37) предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).

Судами установлено, что страхователь своевременно представил исходные формы СЗВ-М за январь — май 2018 года, по собственной инициативе направил в фонд дополняющие сведения за эти периоды на одно застрахованное лицо.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960).

Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
По результатам этих мероприятий составляется акт, в котором обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.

Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.

В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, обстоятельства дела, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого правонарушения. При этом суды, в том числе, обоснованно исходили из недоказанности того факта, что неуказание в дополняющих формах регистрационного номера страхователя не позволило фонду его идентифицировать и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании статьи
16 Закона N 27-ФЗ и пункта 38 Инструкции N 766н. Судами также отмечено, что само по себе неисполнение страхователем требования фонда об устранении ошибок в представленной отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2020 по делу N А71-7616/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) — без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья
А.Н.ТОКМАКОВА
——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО