Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.2019 № Ф01-1677/2019

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2019 г. по делу N А29-6181/2017

16 мая 2019 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заявителя: Дончевской И.А. (доверенность от 27.12.2018 N 33/18),
Безносиковой Н.В. (доверенность от 08.05.2019 N 09/19),
от заинтересованного лица: Пашковой С.М., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018,
принятое судьей Галаевой Т.И., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-6181/2017
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми»
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о взыскании с государственного автономного учреждения Республики Коми
«Санаторий-профилакторий «Заполярье»
(ИНН: 1103041346, ОГРН: 1021100810213)
средств, использованных не по целевому назначению, пеней и штрафа,
третьи лица — Министерство здравоохранения Республики Коми
(ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370),
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми
«Республиканское бюро медицинской статистики»
(ИНН: 1101461306, ОГРН: 1021100509517),
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
по Республике Коми (ИНН: 1101487576, ОГРН: 1061101042133),
и

установил:

государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» (далее — Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с государственного автономного учреждения Республики Коми «Санаторий-профилакторий «Заполярье» (далее — ГАУ РК «СП «Заполярье», Учреждение) 5 266 528 рублей 40 копеек, использованных не по целевому назначению, а также 526 652 рублей 84 копеек штрафа и 202 629 рублей 75 копеек пеней, начисленных с 14.01.2017 по 10.05.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Республиканское бюро медицинской статистики» (далее — ГБУЗ РК «Республиканское бюро медицинской статистики»), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Учреждение в проверяемом периоде оказывало медицинскую помощь в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара по профилям «хирургия», «кардиология», «терапия», «эндокринология», а также оказывало медицинскую помощь специалистом (врачом-стажером) в отсутствие у него необходимого сертификата.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
ГАУ РК «СП «Заполярье» в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение заключило со страховыми медицинскими организациями ООО «Росгосстрах-Медицина» и ОАО «СОГАЗ-Мед» договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 10.01.2014 и от 01.01.2015 (ООО «Росгосстрах-Медицина»), от 09.01.2014 и от 16.12.2014 (ОАО «СОГАЗ-Мед»), по условиям которых ГАУ РК «СП «Заполярье» обязуется оказывать медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), а страховая организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Фонд провел проверку ГАУ РК «СП «Заполярье» по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.11.2014 по 31.12.2015, результаты которой зафиксировал в акте от 23.12.2016.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании Учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 5 266 528 рублей 40 копеек, в частности, в результате оказания медицинской помощи в отсутствие лицензии на оказание видов помощи в условиях дневного стационара по профилям «восстановительная медицина», «терапия», «хирургия» и «эндокринология», а также оказания медицинской помощи специалистами в отсутствие у них необходимых сертификатов.
Фонд 13.03.2017 в адрес Учреждения направил претензию с требованием восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 5 266 528 рублей 40 копеек, а также уплатить штраф в сумме 526 787 рублей 44 копеек и 98 330 рублей 16 копеек пеней.
Неисполнением Учреждением данного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 13, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 34, 37, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», статьями 2, 11, 19, 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Порядком организации медицинской реабилитации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал факт нецелевого расходования Учреждением средств ОМС в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в соответствии с лицензией от 24.09.2014 N ЛО-11-01-001285 ГАУ РК «СП «Заполярье» имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по кардиологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине; медицинской реабилитации; неврологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, пульмонологии, травматологии и ортопедии; физиотерапии, функциональной диагностике (пункт 5); при оказании помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по медицинской реабилитации (пункт 6).
Судами установлено и материалам дела не противоречит, что основанием для принятия пациентов на дневной стационар ГАУ РК «СП «Заполярье» являлось наличие у них направлений на госпитализацию для медицинской реабилитации, на реабилитационное лечение или иного аналогичного направления, выданных лечебными учреждениями.
На основе исследования имеющихся в деле доказательств, а также подлинников медицинских карт стационарных больных, представленных в суд первой инстанции, суды установили, что фактически в проверяемом периоде ГАУ РК «СП «Заполярье» в соответствии с условиями лицензии от 24.09.2014 N ЛО-11-01-001285 в условиях дневного стационара в числе прочих услуг оказывало услуги по медицинской реабилитации.
Суды правомерно отметили, что указание Учреждением в реестрах счетов на оплату вместо профиля «медицинская реабилитация» профилей «терапия», «хирургия» и «эндокринология» не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств ОМС.
При этом апелляционный суд учел, что в письме от 22.12.2016 N 01-17/110 ГБУЗ РК «Республиканское бюро медицинской статистики» сообщило, что до июня 2016 года не было утверждено специализированных клинико-статистических групп (КСГ) по профилю «медицинская реабилитация».
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что ГАУ РК «СП «Заполярье» правомерно предъявило к оплате счета за оказание услуг медицинской реабилитации при наличии в лицензии соответствующего вида помощи.
Довод Фонда о том, что Учреждение неправомерно включило в реестры счетов на оплату стоимость медицинской помощи, оказанной врачом-стажером Мижирицкой И.А. в отсутствие у нее необходимого сертификата, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, ГАУ РК «СП «Заполярье» заключило трудовые договоры от 26.09.2014 N 74-2014 и от 30.03.2015 N 17-2015 с Мижирицкой И.А., согласно которым последняя принята на должность врача-стажера.
На основании приказа от 29.09.2014 N 144/1о/д врач-терапевт Саян И.И. назначена наставником врача-стажера Мижирицкой И.А.
Приказом от 01.04.2015 N 88/1о/д заведующая отделением врач-терапевт Тыщенко Л.Н. назначена наставником врача-стажера Мижирицкой И.А.
На основании дополнительного соглашения от 27.07.2015 Мижирицкая И.А. переведена постоянно на должность врача-терапевта.
При этом сертификат специалиста по профилю «терапия» N 268/15 получен Мижирицкой И.А. 13.07.2015.
Из объяснений представителя Учреждения следует, что фактически медицинскую помощь оказывали наставники, а не врач-стажер Мижирицкая И.А. В реестры счетов информация о враче-стажере внесена ошибочно. Указанные обстоятельства Фондом не опровергнуты.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Учреждение правомерно предъявило к оплате счета за оказанную медицинскую помощь.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А29-6181/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» — без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ

——————————————————————