Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2025 № Ф01-1118/2025

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2025 г. по делу N А39-4463/2024

19 мая 2025 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2025.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Созиновой М.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от ИП Ишмуратова Я.У.: Шайбакова А.И. (доверенность от 02.05.2024),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия: Авдеевой Н.С. (доверенность от 21.04.2025),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Ишмуратова Ямиля Ураловича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.10.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025
по делу N А39-4463/2024
по заявлению индивидуального предпринимателя Ишмуратова Ямиля Ураловича
(ИНН 026206053779, ОГРНИП 314028000124454)
о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 28.12.2023 N 7173
и

установил:

индивидуальный предприниматель Ишмуратов Ямиль Уралович (далее — ИП Ишмуратов Я.У., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее — УФНС России по Республике Мордовия, Управление) от 28.12.2023 N 7173 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 04.10.2024 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, выявленная налоговым органом недоимка не может учитываться при определении права на применение пониженной ставки, поскольку установлена по итогам камеральной налоговой проверки, которая завершилась 14.11.2023. Суд апелляционной инстанции неправомерно признал наличие недоимки по состоянию на 01.05.2023. Налогоплательщик не знал о задолженности до того, как было принято оспариваемое решение. При определении соответствия его критериям для применения пониженной налоговой ставки следовало применить Закон Республики Мордовия от 04.02.2009 N 5-З «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» (далее — Закон N 5-З), в редакции Закона Республики Мордовия от 25.11.2023 N 88-З «О внесении изменений в статью 1.3 Закона Республики Мордовия «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» (далее — Закон N 88-З), действующего с 01.01.2024.
Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы кассационной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, Управление провело камеральную налоговую проверку представленной ИП Ишмуратовым Я.У. декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2022 год, результаты которой отразило в акте от 14.11.2023 N 6548.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Законе Республики Мордовия от 04.02.2009 N 5-З «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» статья 5 отсутствует.
По результатам камеральной проверки, Управлением выявлено несоблюдение обязательного условия для применения пониженной налоговой ставки в размере 1 процента, установленной статьей 5 Закона N 5-З.
По итогам проверки Управлением принято решение от 28.12.2023 N 7173 о привлечении ИП Ишмуратова Я.У. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), в виде штрафа в размере 63 067 рублей 75 копеек, а также доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, за 2022 год, в размере 6 789 180 рублей.
Решением МИ ФНС России по ПФО от 22.03.2024 N 07-08/1230@ решение от 28.12.2023 N 7173 оставлено без изменения, апелляционная жалоба предпринимателя без удовлетворения.
Не согласившись с решением Управления, Предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 5, 12, 21, 31, 52, 346.12, 346.14, 346.18, 346.19, 346.20, 346.21, 249 НК РФ, статьей 1.3 Закона N 5-З, Законом N 88-З, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Плательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.12 НК РФ).
В пункте 1 статьи 346.14 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по упрощенной системе являются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено данным пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 статьи 346.20 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 1.3 Закона N 5-З (в редакции, действовавшей в спорном периоде), установлена пониженная налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в размере одного процента в случае, если объектом налогообложения являются доходы для категории налогоплательщиков, впервые зарегистрированных на территории Республики Мордовия в 2021 — 2024 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1.3 Закона N 5-З данные налогоплательщики имеют право на применение пониженных налоговых ставок, со дня их государственной регистрации на территории Республики Мордовия и в течение налогового периода, в котором была осуществлена их государственная регистрация в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и следующего за ним налогового периода.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 1.3 Закона N 5-З обязательным условием для применения налогоплательщиками указанной в пункте 1 данной статьи налоговой ставки является отсутствие недоимки по налогам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия, бюджеты муниципальных образований на территории Республики Мордовия, а также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по состоянию на 1 мая года, следующего за годом, в котором налогоплательщик применял пониженную налоговую ставку.
При оценке соблюдения налогоплательщиками условий, установленных данным подпунктом, не учитывается недоимка, образовавшаяся по результатам налоговых проверок.
Согласно пункту 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями — не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что ИП Ишмуратов Я.У. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.10.2014, с указанной даты применяет УСН, в качестве объекта налогообложения выбраны «доходы».
ИП Ишмуратов Я.У. с 31.08.2022 впервые зарегистрирован на территории Республики Мордовия в связи с переменой им места жительства и поставлен на учет в УФНС России по Республики Мордовия.
При исчислении налога по УСН за 2022 год Предпринимателем применена пониженная налоговая ставка в размере 1 процента, установленная подпунктом 2 пункта 1 статьи 1.3 Закона N 5-З для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных на территории Республики Мордовия в связи с переменой места жительства.
При этом, в ходе камеральной проверки Управление установило, что у ИП Ишмуратова Я.У. по состоянию на 01.05.2023 имелось отрицательное сальдо единого налогового счета по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 39 508 рублей 05 копеек.
Указанная недоимка погашена путем осуществления предпринимателем единого налогового платежа по платежным поручениям от 07.05.2023 N 176 в сумме 24 000 рублей и от 10.05.2023 N 179 в сумме 20 000 рублей, в том числе 15 508 рублей 05 копеек задолженности по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что обязанность по уплате налога по УСН за 2022 год исполнена ИП Ишмуратовым Я.У. после 01.05.2023, суды пришли к верному выводу, что Предприниматель не соответствовал условиям, при соблюдении которых применяется пониженная налоговая ставки в размере 1 процента.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Предпринимателя о том, что при определении соответствия его критериям, для применения пониженной налоговой ставки, необходимо исходить из Закона N 5-З в редакции Закона N 88-З, началом действия которого является 01.01.2024, поскольку согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу, суды первой и апелляционной инстанций отклонили, как необоснованный.
Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Законом N 88-З не предусмотрено, что положения подпункта 4 статьи 1, согласно которым внесены изменения в пункт 5 статьи 1.3 Закона N 5-З, имеют обратную силу и применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2024.
Доводы о том, что изменения, внесенные Законом N 88-З, установлены дополнительные гарантии защиты прав предпринимателя, получили оценку судов обеих инстанций.
Как верно отметили суды, в данном случае новая правовая норма изменяет лишь дату, на которую сальдо единого налогового счета в случае правомерности применения пониженной налоговой ставки не должно являться отрицательным. Указанное изменение не относится к условиям и средствам, обеспечивающим реализацию и охрану прав широкого круга налогоплательщиков и если в данном случае изменение соответствующей даты могло бы привести к улучшению положения конкретного налогоплательщика, то оно не может рассматриваться как установление дополнительных гарантий для соблюдения прав всех налогоплательщиков.
Положения пункта 5 статьи 1.3 Закона N 5-З, введенного Законом N 88-З не могут распространяться на отношения, возникшие до 01.01.2024, поскольку не содержат такого указания в тексте нормы, а также не влекут изменения норм, устанавливающих ответственность, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, не отменяют налоги, сборы и (или) страховые взносы, не снижают налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, не устраняют обязанность налогоплательщика, или иным образом не улучшают их положение (пункт 4 статьи 5 НК РФ).
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.10.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 по делу N А39-4463/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ишмуратова Ямиля Ураловича — без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Ишмуратова Ямиля Ураловича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи
М.В.СОЗИНОВА
Т.В.ШУТИКОВА

——————————————————————

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных