Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.01.2021 № Ф02-6423/2020 по делу № А19-24420/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2021 г. по делу N А19-24420/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Дорожник» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по делу N А19-24420/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года по тому же делу,

установил:

акционерное общество «Дорожник» (ОГРН 1023802719247; ИНН 3837000361, далее — общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области (далее — Пенсионный фонд, фонд) о признании незаконными решения от 16.07.2019 N 048S19190016037 и требования от 05.08.2019 N 048S01190020024.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество ссылается на то, что сведения о прогуле не подлежат отражению в отчете СЗВ-Стаж, поскольку не учитываются при исчислении трудового стажа. Кроме того, судами не учтен результат рассмотрения Арбитражным судом Иркутской области дела N А19-24419/2019.
Пенсионный фонд в отзыве выразил свое несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом округа по правилам статей 121 — 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (телефонограммы от 12.01.2021, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети «Интернет»), однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения одновременной автоматической проверки полноты представленных обществом индивидуальных сведений по формам «СЗВ-М» за ноябрь 2017 года (представлена 30.11.2017) и «СЗВ-Стаж» за 2017 год (представлена 12.02.2018), фондом выявлено, что количество застрахованных лиц, на которых страхователем представлены сведения СЗВ-М за ноябрь 2017 года, не соответствуют количеству застрахованных лиц в СЗВ-Стаж за 2017 год (в последней форме меньше на 8 застрахованных лиц).
28.03.2019 фонд направил страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда, а также протокол проверки (список работников не прошедших сверку: есть СНИЛС в «СЗВ-М» и нет СНИЛС в «СЗВ-Стаж»).
29.03.2019 страхователем представлены пояснения, из которых следует, что указанные 8 работников в ноябре 2017 года состояли в трудовых отношениях с АО «Дорожник» и в том же месяце уволены за прогулы. Уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых страхователю было вручено уведомление, общество не представило.
Установив недостоверность сведений по форме «СЗВ-Стаж» за 2017 год (в отношении 8 работников, трудовые отношения с которыми прекращены в ноябре 2017 года), Пенсионный фонд вынес решение от 16.07.2019 N 048S19190016037 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) в виде наложения штрафа в размере 4 000 рублей.
Требованием от 05.08.2019 N 048S01190020024 страхователю предложено добровольно уплатить указанную сумму штрафа.
Полагая, что решение и требование Пенсионного фонда не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и требование вынесены правомерно, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 01 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (действовала в период рассматриваемых правоотношений), в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судами при рассмотрении дела правильно применено вышеизложенное правовое регулирование, а также положения статей 6, 7, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», пункта 1 статьи 8, пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 81, части 1 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п «Об утверждении формы «Сведений о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-Стаж), формы «Сведений по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведений о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, зачисляемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-Исх)», порядка их заполнения и формата сведений» (в редакции, действующей на момент подачи сведений), постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Утвержденная отчетность по форме «СЗВ-Стаж» предусматривает указание информации о датах увольнения страхователем работников в отчетном периоде.
По результатам сопоставления представленной страхователем отчетности по формам «СЗВ-М», «СЗВ-Стаж» и приказов о прекращении с 8 застрахованными лицами трудовых договоров, судами верно установлено, что обществом представлены недостоверные сведения по форме «СЗВ-Стаж» за 2017 год в отношении 8 уволенных в отчетном периоде работников.
Суды правильно исходили из того, что обязанность у работодателя указывать в отчете по форме «СЗВ-Стаж» сведения о работающих у него застрахованных лицах сохраняется даже в том случае, если работник организации отсутствует на работе по невыясненной причине, поскольку прогулы работника сами по себе не прерывают трудовые отношения между ним и работодателем, а статус работающего лица сохраняется до момента расторжения с работником трудового договора.
Позиция общества в указанной части правомерно признана судами ошибочной, поскольку основана на неправильном толковании законодательства.
Пенсионный фонд не требовал включать в отчетности «СЗВ-Стаж» в качестве сведений о трудовом стаже неоплачиваемые периоды прогулов работников, а указывал на необходимость отражения сведений о датах увольнения (для застрахованных лиц, уволенных данным страхователем в течение отчетного периода) в соответствии утвержденной формой отчетности «СЗВ-Стаж» и с требованиями трудового законодательства (согласно датам фактического увольнения).
С учетом того, что в 5-дневный срок со дня выставления уведомления об устранении имеющихся расхождений, в течение которого финансовые санкции к страхователю не подлежат применению, общество не внесло соответствующие изменения в отчетную форму «СЗВ-Стаж» за 2017 года по 8 застрахованным лицам, суд округа признает обоснованными выводы судов о том, что оспариваемые решение и требование вынесены фондом правомерно.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и по своей сути выражают несогласие общества с выводами судов. Оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-24419/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, несостоятельна, поскольку данный судебный акт принят по другому предмету требований и не содержит выводов, имеющих преюдициальное значение в настоящем споре.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Заявитель при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»). Государственная пошлина в сумме 1 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2020 года по делу N А19-24420/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Дорожник» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 6555 от 11 ноября 2020 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Судьи
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.И.РУДЫХ

——————————————————————