Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 № Ф04-1243/2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2020 г. по делу N А03-7751/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шороховой И.Г. рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения — Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 22.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-7751/2019 по заявлению государственного учреждения — Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, город Барнаул, улица Крупской, дом 97Д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад N 223» комбинированного вида (656065, Алтайский край, город Барнаул, улица Попова, дом 112, ИНН 2222030264, ОГРН 1022201137474) о взыскании принятые к зачету средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2018 году в сумме 14 095,46 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Ивина И.А.) в заседании участвовал представитель государственного учреждения — Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации — Колмакова С.Н. по доверенности от 15.01.2020 N 134609.
Суд

установил:

государственное учреждение — Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад N 223» комбинированного вида (далее — Учреждение) о взыскании принятых к зачету средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2018 году в сумме 14 095,46 руб.
Решением от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования оставлены без удовлетворения.
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Фонд указывает на то, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году; объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Вместе с тем, Учреждением нарушен пункт 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила N 580н), поскольку расходы страхователя в 2018 финансовом году (80 611,55 руб.) превысили сумму начисленных в 2018 году страховых взносов (34 730,90 руб.). В связи с чем основания для финансирования предупредительных мер отсутствовали и средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в сумме 14 095,46 руб. подлежат возврату отделению Фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Заслушав представителя Фонда, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что в 2015 году Учреждением начислено страховых взносов на сумму 22 431,37 руб., расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные в 2015 году страхователем составили 0,00 руб., в 2016 году начислено страховых взносов на сумму 22 364,95 руб., расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные в 2016 году страхователем, составили 0,00 руб., в 2017 году начислено страховых взносов на сумму 25 681,01 руб., расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные в 2017 году страхователем, составили 0,00 руб.
Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в 2018 году составила 14 095,46 руб. (25 681,01 руб. + 22 364,95 руб. + 22 431,37 руб. — 0,00 руб. х 20%).
25.04.2018 Учреждение обратилось в Фонд с заявлением о разрешении финансового обеспечения предупредительных мер в счет начисляемых в 2018 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 14 095,46 руб.
Приказом филиала N 3 Фонда от 08.05.2018 N 64 Учреждению разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2018 году страховых взносов на обязательное социальное страхование сумму в размере 14 095,46 руб.
Согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Учреждения предупредительные мероприятия проведены страхователем в 3 квартале 2018 года.
23.07.2018 Учреждение обратилось в филиал N 3 Фонда с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер на сумму 14 095,46 руб., платежным поручением от 27.07.2018 N 137472 указанная сумма перечислена на расчетный счет страхователя.
По окончании расчетного периода Фонд, установив, что расходы страхователя в 2018 финансовом году превысили сумму начисленных в 2018 году страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке, сделал вывод, что средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в сумме 14 095,46 руб. не могут быть приняты к зачету и подлежат возврату в установленном порядке.
06.03.2019 Фонд в адрес Учреждения направил претензию с предложением добровольного возврата принятых к зачету средств на финансовое обеспечение предупредительных мер, в сумме 14 095,46 руб.
Учреждение на претензию представило возражения, согласно которым все условия получения финансирования предупредительных мер, предусмотренные Правилами N 580н, соблюдены, расходы подтверждены документами, представлен отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Неисполнение требований страхователем в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что сумма, разрешенная страхователю на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в размере 14 095,46 руб., полностью израсходована Учреждением по целевому назначению, документально подтверждено использование денежных средств, нарушений выявлено не было, денежные средства заявлены на возмещение правомерно.
Седьмой арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Фонда, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В случае, если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:
— 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
— сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
В силу пункта 12 Правил N 580н страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в фонд документы, подтверждающие произведенные расходы.
Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (пункт 14 Правил N 580н).
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций, формулируя вывод об отсутствии у Фонда оснований для непринятия к зачету расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, произведенных страхователем в 2018 году, исходили из соблюдения Учреждением условий, предусмотренных пунктом 2 Правил N 580н, поскольку приказом филиала N 3 Фонда от 08.05.2018 N 64 Учреждению разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2018 году страховых взносов на обязательное социальное страхование сумму 14 095,46 руб.; соблюдения Учреждением порядка ведения учета средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и представления в территориальный орган Фонда отчета об их целевом использовании; отчет Фондом проверен и принят, платежным поручением от 27.07.2018 N 137472 сумма 14 095,46 руб. перечислена на расчетный счет страхователя.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Фондом не указаны ссылки на нормы права, согласно которым в случае если расходы страхователя в финансовом году превысили сумму начисленных страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке, средства на финансовое обеспечение предупредительных мер подлежат возврату.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пунктам 2, 3 Положения «Об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 94, объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год. Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
При этом в силу пункта 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Из анализа положений Правил N 580н следует, что сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом, а именно начисленные страховые взносы за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица.
Делая вывод о соблюдении страхователем условий, предусмотренных пунктом 2 Правил N 580н, суды не дали надлежащей оценки доводам Фонда о том, что затраты, связанные с оказанием услуг по специальной оценке условий труда, учреждение вправе возместить за счет начисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности) и возмещение таких расходов осуществляется путем снижения суммы указанных страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет Фонда, за 2018 год.
В ходе рассмотрения дела Фонд ссылался на то, что за расчетный период 2018 года произведенные страхователем расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и оплату отпуска для санитарно-курортного лечения застрахованных лиц в размере 74 280,80 руб. превысили начисленную за год сумму страховых взносов (34 730,90 руб.), вместе с тем указанные Фондом обстоятельства не были предметом исследования судов.
Кроме того, следует отметить, что Перечень оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер является закрытым, включает в себя лишь такие основания как наличие недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; представление документов, которые содержат недостоверную информацию; представление страхователем неполного комплекта документов; отсутствие у Фонда средств на финансовое обеспечение предупредительных мер. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. При этом в соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года, следовательно, на момент вынесения приказа от 08.05.2018 N 64 у Фонда отсутствовала возможность установить размер страховых взносов, которые будут начислены страхователем и уплачены по итогам расчетного периода; возможность проверить правильность начисления и расходования данного вида страхования появляется только по окончании расчетного периода (в момент проведения проверок).
В силу изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление приняты при неполном выяснении фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, что могло привести к принятию неправильного решения, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства с учетом вышеприведенных выводов кассационной инстанции, на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи и на основании их правовой оценки вынести законное и обоснованное решение по существу заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7751/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.БУРОВА

Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО