Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2020 № Ф04-6975/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2020 г. по делу N А81-3778/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2020 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 05.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-3778/2019 по заявлению акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» (454081, г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 80-П, строение 80, ОГРН 1027402319361, ИНН 7447010227) к Государственному учреждению — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, 117, корпус А, ОГРН 1028900508053, ИНН 8901003072) об оспаривании приказа.
Суд

установил:

акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Государственному учреждению — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее — Фонд) об оспаривании приказа от 28.09.2018 N 677 в части отказа страхователю в финансировании в 2018 году расходов в размере 1 571 340 руб. на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах.
Решением от 05.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
30.07.2018 Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в размере 5 835 274 руб., из которых: 1) проведение обязательных периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными (или) опасными производственными факторами — 2 989 050 руб.; 2) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты — 636 884 руб.; 3) проведение специальной оценки условий труда — 638 000 руб.; 4) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в т.ч. на подземных работах — 1 571 340 руб.
К заявлению представлены следующие документы: план финансового обеспечения предупредительных мер в 2018 году; копия мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2018 год; копия списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в 2018 году; копия договора с ГБУЗ ЯНАО «Харпская районная больница» от 30.03.2018 N 1717; копия лицензии ГБУЗ ЯНАО «Харпская районная больница» на оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований); копия перечня приобретаемых СИЗ; копии сертификатов; копия договора по спецоценке; сертификат организации (спецоценка); уведомление организации (спецоценка); приказ по спецоценке; договор на приобретение отдельных приборов, устройств, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников; счета-фактуры на приобретение отдельных приборов, устройств, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников; справка о необходимости приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников.
31.07.2018 по электронной связи официального адреса уполномоченного сотрудника Фонда заявителем также представлены: счет на оплату от поставщика ООО Торговый дом «Спасатель» по поставке респираторов Р-30, платежное поручение от 31.07.2018 N 2739 по оплате заявителем респираторов.
Приказом Фонда от 28.09.2018 N 677 Обществу разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2018 году в размере 4 263 934 руб.
При этом поименованным приказом Обществу отказано в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний средств в сумме 1 571 340 руб. — на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах.
Считая приказ не основанным на законе в части отказа в предоставлении финансовых средств в сумме 1 571 340 руб., заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь, положениями статей 1, 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н, утвердившим Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — Правила), пришли к верным выводам о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для удовлетворения заявленных требований в связи с несоответствием положениям действующего правового регулирования приказа Фонда в части расходов на приобретение респираторов Р-30 на спорную сумму.
Как установлено судами, оспариваемым приказом Обществу отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за 2018 год в связи с непредставлением полного комплекта документов.
В то же время материалы дела свидетельствуют о том, что в целях обоснования финансового обеспечения предупредительных мер заявителем в Фонд представлены, в том числе следующие документы: — план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2018 год; — счет от 30.07.2018 N 574 от поставщика по поставке респираторов Р-30; платежное поручение от 31.07.2018 N 2739 об оплате.
При этом Фондом не оспаривается, что платежное поручение от 31.07.2018 N 2739 представлено заявителем 31.07.2018 по электронной связи в Фонд в установленный законодательством срок до 01.08.2018, то есть с соблюдением пункта 4 Правил.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что, направив в Фонд документы, подтверждающие планирование и непосредственное фактическое несение расходов на приобретение средств обеспечения предупредительных мер, Общество исполнило требования, установленные Правилами; соответствующим платежным поручением и счетом на оплату в полной мере и достоверно подтверждается факт несения заявителем спорных расходов.
Судами обоснованно указано, что право на финансовое обеспечение предупредительных мер у страхователей возникает не в связи с накоплением того или иного объема документов, а в связи с предусмотренным Законом N 125-ФЗ и иными нормативными правовыми актами позитивным превентивноориентированным общественно полезным поведением.
Понесший соответствующие расходы страхователь должен иметь возможность реализации предоставленного ему права финансового обеспечения.
В свою очередь, являясь профессиональным участником спорных отношений, страховщик (Фонд) обязан избегать формального отношения к правореализационному процессу, в каждом конкретном случае устанавливая наличие или отсутствие реальных оснований для удовлетворения или отказа в удовлетворении требований страхователей.
В рассматриваемом случае материалы дела свидетельствуют об обращении заявителя в Фонд до 01.08.2018 с приложением указанных выше документов, обосновывающих несение расходов (затрат).
Доводы Фонда о направлении Обществом документов, оформленных после подачи заявления (товарная накладная от 28.09.2018, договор поставки от 13.08.2018, протокол разногласий от 21.08.2018) обоснованно отклонены судами с учетом того, что финансовое обеспечение предполагается применительно ко всему текущему году деятельности страхователя, и доказанного факта подтверждения заявителем произведенных расходов.
В целом доводы кассационной жалобы получили соответствующую оценку судов, повторяют позицию Фонда по делу и не опровергают выводов судов; направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 05.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 03.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3778/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА

Судьи
А.А.КОКШАРОВ
И.В.ПЕРМИНОВА

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО