Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2025 № 01АП-1784/2025 по делу № А11-11935/2024

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2025 г. по делу N А11-11935/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2025.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2025.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдан О.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2025 по делу N А11-11935/2024,
принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о взыскании с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира штрафа в сумме 35 500 рублей.
В судебном заседании принял участие представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира — Силантьева С.В. по доверенности от 29.11.2024 N 3601/6104 сроком действия до 31.12.2025.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее — Фонд) в ходе проведения проверки в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее — Управление) выявлено нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившееся в нарушении срока представления сведений по форме ЕФС-1 (подраздел 1.2) с типом сведений «исходная» за 2023 год в отношении 71 застрахованного лица.
Выявленное нарушение отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 11.04.2024 N 043S18240001237.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственность за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.05.2024 N 043S19240001421, которым Управление привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 35 500 руб.
Управлению направлено требование от 07.06.2024 N 043S01240001500 об уплате штрафа в размере 35 500 руб. в срок до 01.07.2024.
В связи с неисполнением Управлением требования 07.06.2024 N 043S01240001500 Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления штрафа в сумме 35 500 рублей.
Решением от 19.02.2025 Арбитражный суд Владимирской области отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что Федеральным законом N 27-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) установлены различные сроки представления отдельных разделов и подразделов формы ЕФС-1.
Фонд считает, что Управлением пропущен срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренный пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и применение в данном случае положений пункта 43 Инструкции N 256н является неверным толкованием нормы права, поскольку представленные Управлением 23.01.2025 сведения по форме ЕФС-1 Раздел 2 подраздел 2.1. «Сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не содержат сведений индивидуального (персонифицированного) учета и не могут быть квалифицированы как ранее представленные и принятые территориальным органом Фонда индивидуальными сведения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Порядок предоставления таких документов регулируется положениями Федерального закона N 27-ФЗ.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о периоде работы (деятельности), в том числе периоде работы (деятельности), включаемом в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении отдельных застрахованных лиц (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Данные сведения подаются по единой форме «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)», утвержденной приказом Фонда пенсионного и социального страхования от 17.11.2023 N 2281 (далее — Приказ N 2281), и отражаются в подразделе 1.2. «Сведения о страховом стаже».
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 2281 форма ЕФС-1 состоит из титульного листа, раздела 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию», раздела 2 «Сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и подразделов.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
При этом согласно положениям статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Порядок представления страхователями и сроки приема и учета территориальными органами Фонда сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.04.2023 N 256н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах».
Абзац третий пункта 43 Инструкции N 256н предусматривает, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Фонда индивидуальных сведениях в отношении зарегистрированного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Фонда представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что форма ЕФС-1 за 2023 год Учреждением сформирована и отправлена через систему СБИС в установленные законодательством сроки — 23.01.2024, что подтверждено письмом общества с ограниченной ответственностью «Компания «Тензор» от 24.04.2024 N 0424224.
Вместе с тем при формировании указанной формы не был заполнен подраздел 1.2.
Данную ошибку Управление объяснило тем, что ранее эти сведения вносились в другую отчетную форму.
Обнаружив, что в форме ЕФС-1 не заполнен подраздел 1.2 (стаж) Учреждение 29.01.2024 представило указанную форму с заполненным подразделом 1.2. Как пояснило Управление, программное обеспечение не позволяло указать, что она является дополнительной к представленной ранее форме. Данное обстоятельство не опровергнуто Фондом.
При таких обстоятельствах, учитывая волю законодателя, направленную на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы, суд первой инстанции правомерно указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае Управление самостоятельно до момента обнаружения ошибки Фондом выявило нарушение и устранило его, предоставив все необходимые сведения, а, следовательно, у Фонда отсутствовали основания для привлечения Управления к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд первой инстанции правильно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о различных сроках представления отдельных разделов и подразделов формы ЕФС-1 применительно к конкретным обстоятельствам настоящего спора не опровергает законность выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2025 по делу N А11-11935/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА

Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА

——————————————————————