Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 № 16-2779/2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2021 г. N 16-2779/2021

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Визильтер Д.Г., действующей в интересах акционерного общества «Почта России», на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 24 ноября 2020 года и решение судьи Воронежского областного суда от 12 января 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Почта России» (далее также — АО «Почта России», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 24 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Воронежского областного суда от 12 января 2021 года, АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Визильтер Д.Г. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.1, 2.6, 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее — Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, Управление) от 11 сентября 2020 года N 305 проведено расследование фактов, указанных в донесении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» от 7 сентября 2020 года о выявлении случаев новой короновирусной инфекции (COVID-19), в отношении филиала АО «Почта России» — УФПС <адрес>).
По результатам проведенного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области расследования 1 октября 2020 года установлено, что подтвержденный случай заболевания COVID-19 выявлен у заместителя главного бухгалтера УФПС Воронежской области АО «Почта России» ФИО4, находившейся на работе 31 августа 2020 года и заболевшей 1 сентября 2020 года. Вместе с тем, в УФПС Воронежской области АО «Почта России» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в невыполнении надлежащим образом санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а именно: не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; не проводится обеззараживание воздуха с использованием специального оборудования.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 5-7), актом санитарно-эпидемиологического обследования (л.д. 12-15), приказом заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области (л.д. 16-17), донесением на случай новой коронавирусной инфекции (л.д. 21-22) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области правомерно проведено расследование по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела, расследование проводилось в отношении УФПС Воронежской области АО «Почта России» с целью выявления и установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний в связи с выявлением подтвержденного случая заболевания COVID-19 у работника УФПС Воронежской области АО «Почта России» ФИО5 Вместе с тем, также был выявлен подтвержденный случай заболевания COVID-19 у заместителя главного бухгалтера УФПС Воронежской области АО «Почта России» ФИО4, местом работы которой являлся указанный адрес. При таких обстоятельствах у Управления имелись основания для проведения расследования по названному адресу.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области не составлялся акт эпидемиологического расследования, экспертное заключение является недопустимым доказательством, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку перечисленными выше доказательствами в их совокупности подтверждено нарушение филиалом АО «Почта России» требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопреки доводам жалобы из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен и подписан должностным лицом административного органа 20 октября 2020 года. Так, в извещении (л.д. 9) законный представитель общества уведомлялся о составлении протокола на 20 октября 2020 года. В протоколе на листе с подписями должностного лица административного органа и защитника общества (л.д. 6) машинописным способом выполнена дата — 20 октября 2020 года. То, что на первом листе протокола (л.д. 5) указано 1 октября 2020 года является очевидной опиской, о чем указывалось должностным лицом административного органа при рассмотрении дела судьей районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО «Почта России» с учетом санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 24 ноября 2020 года и решение судьи Воронежского областного суда от 12 января 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Почта России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Визильтер Д.Г., действующей в интересах акционерного общества «Почта России», — без удовлетворения.

Судья подпись
А.В.ПОДДЫМОВ
——————————————————————