Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.06.2022 № 1092

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2022 г. N 1092

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ
С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3901; 2014, N 26, ст. 3575; 2015, N 16, ст. 2381; 2016, N 39, ст. 5655; 2021, N 29, ст. 5683).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июня 2022 г. N 1092

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

1. Абзац второй пункта 1(1) дополнить словами «, непосредственно относящимися к указанным организациям, индивидуальным предпринимателям и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. В абзаце первом пункта 3 слова «оформлен на бумажном носителе и который» исключить.
3. В пункте 4:
а) подпункт «в» изложить в следующей редакции:
«в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом подозрительных операций (далее соответственно — риск, программа оценки и управления рисками);»;
б) в подпункте «л» слова «отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении» заменить словами «отказа в совершении».
4. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Правила внутреннего контроля оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа. Правила внутреннего контроля на бумажном носителе подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем и заверяются печатью (при наличии). Правила внутреннего контроля в виде электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя.».
5. Подпункт «д» пункта 8 изложить в следующей редакции:
«д) оценка степени (уровня) риска и отнесение клиента к одной из групп риска в соответствии с программой оценки и управления рисками;».
6. Пункты 13 — 15 изложить в следующей редакции:
«13. Программа оценки и управления рисками предусматривает:
методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска;
порядок и сроки пересмотра группы риска, к которой отнесен клиент, в ходе его обслуживания в случае, если такой клиент принят на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;
порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
порядок управления рисками;
порядок документального фиксирования результатов оценки рисков и управления рисками;
порядок оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включая разработку комплекса мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности.
Указанный порядок предусматривает процедуру оценки возможности использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, новых (не оказываемых ранее) услуг и (или) программно-технических средств (вновь созданных либо в значительной степени модернизированных и не эксплуатируемых ранее), обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.
14. Программа оценки и управления рисками предусматривает оценку рисков клиента по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;
риски, связанные с клиентами;
риски, связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми клиентом.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.
15. Программа оценки и управления рисками предусматривает отнесение клиентов к следующим группам риска:
а) высокая степень (уровень) риска;
б) средняя степень (уровень) риска;
в) низкая степень (уровень) риска.».
7. Дополнить пунктами 15(1) и 15(2) следующего содержания:
«15(1). Организации и индивидуальные предприниматели при оценке рисков учитывают:
результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых клиентами продуктов (услуг), предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями;
рекомендации Федеральной службы по финансовому мониторингу;
типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;
признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Решение об отнесении клиента к группе риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной организацией и индивидуальным предпринимателем информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента, и носит субъективно-оценочный характер.
Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют постоянный мониторинг группы риска в отношении клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, посредством оценки факторов, на основании которых осуществлялась оценка степени (уровня) риска.
15(2). Решение о пересмотре группы риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.
Управление рисками реализуется посредством осуществления действий по снижению риска в рамках мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включающих в том числе:
запрос дополнительных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации и при обновлении указанных сведений;
запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);
запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией и индивидуальным предпринимателем, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;
реализацию права на отказ в совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона;
представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона;
иные меры.».
8. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Программа выявления операций предусматривает обеспечение повышенного внимания (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенных организацией и индивидуальным предпринимателем к группе высокой степени (уровня) риска.».
9. В подпунктах «а» — «г» пункта 28(1) слова «от выполнения распоряжения клиента о совершении операции» заменить словами «в совершении операции».
10. Пункт 28(2) дополнить словами «, реализации запрета на прием на обслуживание и осуществление операций с учетом требований пункта 15 статьи 7 Федерального закона».
——————————————————————