ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2025 г. N 05АП-4663/2025
Дело N А59-2637/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2025 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, Д.А. Самофала,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р. Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области, апелляционное производство N 05АП-4663/2025
на решение от 20.08.2025
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-2637/2025 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области (ИНН 6500005047, ОГРН 1026500532046)
к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
о признании недействительным решения от 14.03.2025 N 074S19250000867,
при участии: стороны не явились,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Сахалинской области (далее — заявитель, страхователь, ТФОМС Сахалинской области) обратился в суд с заявлением к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее — ответчик, отделение, ОСФР по Сахалинской области) о признании недействительным решения от 14 марта 2025 года N 074S19250000867.
Определением суда от 26 мая 2025 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Определением от 24 июня 2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.08.2025 признано недействительным решение ОСФР по Сахалинской области от 14 марта 2025 года N 074S19250000867 о привлечении ТФОМС Сахалинской области к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
ОСФР по Сахалинской области, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает на то, что срок представления сведений по форме ЕФС-1 (подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже») установлен за 2024 год не позднее 27.01.2025 года. Однако страхователь представил в ОСФР по Сахалинской области уточняющие сведения в отношении одного 1 застрахованного лица (Бондарь Г.И.) с нарушением действующего законодательства, а именно 29.01.2025. Ранее сведения в отношении Бондарь Г.И. страхователем в отделение не представлялись, в связи с чем положения, предусмотренные абзацем 3 пункта 43 Инструкции N 256н не применимы.
ТФОМС Сахалинской области по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
ТФОМС Сахалинской области первоначально сведения по форме ЕФС-1 (подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже») за 2024 год в отношении 91 застрахованного лица представлены страхователем 17 января 2025 года, т.е. в установленный пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок.
Согласно протокола проверки отчетности страхователя указанные сведения приняты отделением без замечаний.
29 января 2025 года страхователем с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены отделением индивидуальные сведения по форме ЕФС-1 (подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже») за 2024 год в отношении 1 застрахованного лица (Бондарь Г.И.).
Согласно протокола проверки отчетности страхователя указанные сведения приняты отделением без замечаний.
Данный факт зафиксирован актом о выявленном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.02.2025 N 074S18250000556.
14.03.2025 отделением фонда было принято решение N 074S19250000867 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно несвоевременное предоставление страхователем сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», в виде финансовой санкции в размере 500 руб. (500 руб. * 1 чел.).
ТФОМС Сахалинской области с вынесенным решением не согласился, в связи с чем обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Отделения фонда, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу — не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 — 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, — в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые указаны в данном пункте.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
На основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем в соответствии со статьей 15 Закона N; 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах. При этом действующим законодательством срок, в течение которого страхователь может реализовать такое право, не установлен.
Согласно пункту 25 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П указал, что при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, страхователь может реализовать свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за соответствующий период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за указанный период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета территориальными органами фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и законных интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702.
Единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)», по которой страхователи представляют в фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена приказом СФР от 17.11.2023 N 2281 «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения».
Срок предоставления сведений по форме ЕФС-1 подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже» на 2024 год установлен до 27.01.2025 (с учетом выходных дней).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сведения по форме ЕФС-1 за 2024 год в отношении 91 застрахованного лица поступили в фонд 17.01.2025, то есть в установленный законом срок. В отношении 1 застрахованного лица общество 29.01.2025 самостоятельно представило дополнительные сведения по форме отчета ЕФС-1. Непредставление в первоначально поданной отчетности сведений на 1 застрахованное лицо произошло по причине технической ошибки. В карточке мероприятий Бондарь Г.И. (п. п. N 8) ошибочно были указаны фамилия, имя и отечество другого сотрудника. При обнаружении указанного обстоятельства неполнота ранее представленных сведений была самостоятельно устранена обществом путем предоставления в фонд 29.01.2025 сведений по форме отчета ЕФС-1 за 2024 год на 1 застрахованное лицо.
Доказательств направления фондом уведомлений об устранении ошибок в форме ЕФС-1 за 2024 год на 91 застрахованное лицо, как это предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ, материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства отделением документально не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенную ошибку до обнаружения ее фондом, представив необходимые сведения по форме отчета ЕФС-1 за 2024 год, которые приняты фондом. При этом первоначальная форма ЕФС-1 за 2024 год была представлена в установленный законом срок.
В связи с чем, оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное предоставление сведений на 1 застрахованное лицо не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фонда о наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих нарушение ТФОМС Сахалинской области срока направления сведений по форме ЕФС-1 (СТАЖ) за 2024 год на 1 застрахованное лицо, что страхователь может быть освобожден от ответственности только в том случае, если им устраняются ошибки в отношении данных о застрахованных лицах, ранее представленных и принятых фондом, не опровергают выводы суда первой инстанции и отклоняются в силу следующего.
Так, в соответствии с абзацем 4 пункта 43 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.04.2023 N 256н, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право на представление дополнительных сведений. Кроме того, законодательство не ограничивает страхователя в возможности предоставления корректирующих сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не подавались при первоначальном своевременном предоставлении сведений по форме ЕФС-1. Следовательно, Закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, в том числе дополнять их, то есть вносить сведения в отношении лиц, которые ранее не были отражены в исходной форме. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения фондом, и представить достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями с одной стороны и фондом с другой, допуская привлечение к ответственности только после предложения фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю сданной отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются Законом N 27-ФЗ. Изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ, аналогичные вышеназванному абзацу 4 пункта 43 Инструкции, законодателем в рассматриваемом периоде не вносились. Следовательно, положениями абзаца 4 пункта 43 Инструкции не могут быть установлены новые основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Так, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Таким образом, в рассматриваемом случае не имеется оснований для квалификации действия страхователя в качестве нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и, как следствие, отказа в требованиях.
Ссылки на то, что в представленной 29.01.2025 отчетности указано «исходная», отклоняются, поскольку предоставление в последующем сведений о застрахованных лицах по форме ЕФС-1 (подраздел 1.2 раздела 1) за 2024 год с типом «исходная» не изменяет правового подхода к рассматриваемой ситуации. Первоначальные сведения страхователем поданы своевременно, уведомления об устранении ошибок от фонда страхователю не направлялось, ошибка выявлена и исправлена самостоятельно.
К тому же страхователь руководствовался письмом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 28.02.2024 N 19-20/8533, в котором содержаться разъяснения, согласно которым в случае если при отправке формы ЕФС-1 за год в подразделе 1 разд. 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица» допущены ошибки в Ф.И.О. и СНИЛС работника, сведения подраздела 1.2 «Сведения о страховом стаже» и подраздела 1.3 «Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений» на таких лиц представляются с типом сведений «Исходная».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П и пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, в рассматриваемом случае не имеется оснований для квалификации действия страхователя в качестве нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе коллегия не рассматривает, поскольку Фонд от ее уплаты освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.08.2025 по делу N А59-2637/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Д.А.САМОФАЛ
——————————————————————