Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2025 № 17АП-6685/2025-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2025 г. N 17АП-6685/2025-АК

Дело N А60-32011/2025

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июля 2025 года
по делу N А60-32011/2025
по заявлению Федерального бюджетного учреждения науки «Екатеринбургский медицинский — научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ОГРН: 1026602331733, ИНН: 6658004566)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
о признании недействительным решения ОСФР по Свердловской области N 66132550000507 от 21.05.2025 в части занижения базы для начисления страховых взносов за 2022, 2023, 2024 года на оплату стоимости санаторно-курортного лечения работников.

установил:

Федеральное бюджетное учреждение науки «Екатеринбургский медицинский — научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее — заинтересованное лицо, фонд, ОСФР по Свердловской области) о признании недействительным решения N 66132550000507 от 21.05.2025 в части занижения базы для начисления страховых взносов за 2022, 2023, 2024 года на оплату стоимости санаторно-курортного лечения работников.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2025 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение фонда N 66132550000507 от 21.05.2025 в части занижения базы для начисления страховых взносов за 2022, 2023, 2024 года на оплату стоимости санаторно-курортного лечения работников в общей сумме 486 659,13 руб., начисления пени за неуплату страховых взносов по состоянию на 21.05.2025, в размере 122,45 руб., предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фонд настаивает на том, что оплата работодателем стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работников, не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающее право на назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, является доходом работника и подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению апеллянта, на оплату стоимости указанных путевок не распространяется действие статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», независимо от источника финансирования оплаты таких путевок.
Учреждение представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, учреждение состоит на учете в качестве страхователя в ОСФР по Свердловской области, регистрационный номер 1060105432, является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы).
Фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2022 по 31.12.2024, по результатам которой составлен акт от 14.04.2025 N 66132550000504.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде неполной уплаты страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Занижение произошло в результате нарушения статьи 20.1, статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании».
Страхователем в облагаемую базу не включена оплата 12 путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, приобретенных за счет финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 486 659,13 руб., в том числе:
— в 2022 году на сумму 153 139,29 руб. в количестве 4 шт.;
— в 2023 году на сумму 158 620,76 руб. в количестве 4 шт.;
— в 2024 году на сумму 174 899,08 руб. в количестве 4 шт.
Решением об отказе в привлечении страхователя к ответственности от 21.05.2025 N 66132550000507 страхователю предложено уплатить доначисленные страховые взносы в сумме 941,59 руб., а также пени в сумме 122,45 руб.
Полагая, что указанное решение вынесено ОСФР по Свердловской области неправомерно, страхователь обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято в отсутствие законных оснований и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ).
Страхователи в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1).
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (абзац 10 подпункта 2 пункта 1 указанной статьи).
Поскольку Закон N 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 3 статьи 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 настоящего Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Данный вывод суда соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто следующее.
В п. 4.1.20. коллективного договора на 2022 — 2025 годы, утвержденного протоколом N 3 от 19.04.2022 предусмотрена обязанность работодателя осуществлять содействие санаторно-курортному лечению работников, которым на основании результатов периодических медицинских осмотров показано такое лечение в соответствии с действующим законодательством.
По результатам заключительных актов периодического медицинского осмотра работников Учреждения за 2021, 2022, 2023 гг. определенным работникам рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Страхователем в соответствии с Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н было подано заявление в Государственное учреждение-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2022, 2023, 2024 гг.
По рассмотрении данных заявлений, во исполнение Приказа Минтруда России от 14.07.2021 N 467н, ГУ-Свердловского регионального отделения Социального фонда России (приказы от 22.06.2022 N 438-Ф, от 13.07.2023 N 1133-Ф, от 23.07.2024 N 1570-Ф) Учреждению разрешено направить собственные средства в 2022 г. в размере 153 139,29 руб., в 2023 г. -158 620,76 руб., в 2024 г. — 174 899,08 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами с последующим возмещением произведенных расходов за счет средств бюджета ГУ-Свердловского регионального отделения Социального фонда России.
На основании Приказов директора Учреждения о направлении работников достигших предпенсионного возраста на санаторно-курортное лечение в 2022, 2023, 2024 гг. (приказы от 06.07.2022 N 149-п/д, от 05.07.2023 N 109-п/д, от 09.07.2024 N 90/1-п/д), Положения о санатории — профилактории ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора, утвержденного приказом директора от 12.01.2022 N 3/1-п/д работникам Учреждения было оказано санаторно-курортное лечение: 4 работникам в 2022 г., 4 работникам в 2023 г., 4 работникам в 2024 г.
По результатам проведенного санаторно-курортного лечения работникам в 2022, 2023, 2024 гг. на основании заявлений страхователя о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, отчетов страхователей и подтверждающих документов ГУ-Свердловского регионального отделения Социального фонда России произведено возмещение соответствующих расходов.
Таким образом, путевки на санаторно-курортное лечение работников, достигших предпенсионного возраста, возмещение которых было за счет средств бюджета ГУ-Свердловского регионального отделения Социального фонда России, выдавались в порядке, предусмотренном:
— приказом Государственного учреждения — Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 13 от 22.07.2022 N 438-Ф и согласованным Планом финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— приказом Государственного учреждения — Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 13 от 13.07.2023 N 1133-Ф и согласованным Планом финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— приказом Государственного учреждения — Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 13 от 23.07.2024 N 1570-Ф и согласованным Планом финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Таким образом, эти выплаты не связаны с оплатой труда и трудовым результатом работников, не зависят от квалификации работников и качества работы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Основываясь на указанных положениях законодательства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено, а фондом не опровергнуто, что выплаты осуществлялись учреждением вне зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся исключительно к тому, что спорные выплаты не указаны в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, который приведен в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ и является исчерпывающим.
Вместе с тем само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности выводов фонда в связи со следующим.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 N 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует сам по себе о том, что все денежные средства получаемые работником от работодателя представляют собой оплату его труда. Оплата стоимости медицинских услуг, материальная помощь, выплата которых установлены коллективным договором, не является вознаграждением за выполненную работу (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/2012, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 303-КГ17-6952, от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697, от 25.06.2018 N 307-КГ18-7812).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение фонда не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Взыскание с ОСФР по Свердловской области госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2025 года по делу N А60-32011/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Т.С.ГЕРАСИМЕНКО

Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА

——————————————————————

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных