ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2025 г. N 13АП-12444/2025
Дело N А56-96251/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2025 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Алексеенко С.Н.
судей Геворкян Д.С., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12444/2025) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2025 по делу N А56-96251/2024, принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской Области «Гатчинская клиническая межрайонная больница»
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании представителя ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — Гапеева А.А.,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» (далее — заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — заинтересованное лицо, Фонд) от 25.07.2024 N 1249-Ф об отказе в финансовом обеспечении в 2024 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.
Решением от 10.04.2025 заявление удовлетворено частично.
Решение Фонда от 25.07.2024 N 1249-Ф «Об отказе в финансовом обеспечении в 2024 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя» признано недействительным в части отказа Учреждению в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2024 году средств в размере 342 756 руб. 10 коп.
Суд обязал Фонд направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в 2024 году средства в размере 342 756 руб. 10 коп.
С Фонда в пользу заявителя взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя апелляционной жалобы действующим законодательством не предусмотрено принятие решения о частичном финансовом обеспечении предупредительных мер, суд первой инстанции, не установил были ли понесены Заявителем заявленные расходы, при подаче заявления ГБУЗ ЛО «ГКМБ» не представило приложения к договору на реализацию санаторно-курортных услуг от 27.02.2024 N 23-2024 и приложение N 1 к договору от 27.02.2024 N 1288 на оказание санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела Учреждение 10.07.2024 обратилось в Фонд с заявлением об финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами согласно приложенному к нему плану финансового обеспечения предупредительных мер, включающему расходы страхователя на проведение специальной оценки условий труда (планируемые расходы в сумме 175 556 рублей 10 копеек) и на санаторно-курортное лечение работников (планируемые расходы в сумме 246 580 рублей).
Оспариваемым решением от 25.07.2024 N 1249-Ф Фонд отказал Учреждению в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2024 году средств в размере 422 136 рублей 10 копеек, указав причину: предоставленные документы содержат недостоверную информацию.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Как определено статьей 3 Закона N 125-ФЗ для целей его применения: субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик;
страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого Федерального закона;
страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик вправе принимать решение о направлении страхователям в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С целью реализации подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ утверждены Правила N 467н, действовавшими до 01.01.2025, пунктом 1 которых установлено, что эти Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Для получения решения фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь или обособленное подразделение страхователя, зарегистрированное в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ, обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (пункт 4 Правил N 467н).
В силу пункта 5 Правил N 467н к заявлению прилагаются следующие документы (копии документов):
а) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к Правилам (далее — план финансового обеспечения), составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) перечня реализуемых страхователем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного локальным нормативным актом, с указанием суммы финансирования;
б) копия или выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия или выписка из локального нормативного акта о реализуемых страхователем мероприятиях по улучшению условий и охраны труда.
В пункте 3 Правил N 467н перечислены предупредительные меры, расходы страхователя на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, в том числе санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (исключая размещение в номерах высшей категории) (подпункт «н»).
Согласно подпункту «д» пункта 6 Правил N 467н для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе, в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер, предусмотренных подпунктами «д» и «н» пункта 3 названных Правил:
заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее — заключительный акт);
список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, и (или) счетов на приобретение путевок (в случае если организация, осуществляющая санаторно-курортное лечение работников, является структурным подразделением страхователя, — копию положения о данном структурном подразделении страхователя и копию локального нормативного акта страхователя об организации санаторно-курортного лечения работников);
калькуляцию стоимости путевки.
Дополнительно, в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер, предусмотренных подпунктом «н» пункта 3 Правил:
копию справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме, утвержденной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее — справка по форме N 070/у), при отсутствии заключительного акта;
список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и рекомендаций, содержащихся в справке по форме N 070/у, при отсутствии заключительного акта.
Согласно пункту 11 Правил N 467н решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер оформляется приказом территориального органа Фонда и в течение 3 рабочих дней с даты его подписания направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер — с обоснованием причин отказа).
Перечень оснований для принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер установлен пунктом 12 Правил N 467н, который предусматривает следующие случаи:
а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, пункт 12 Правил N 467н содержит конкретный, перечень оснований к отказу в финансовом обеспечении, этот перечень является исчерпывающим, в случае отказа ответчик должен надлежащим образом обосновать причины отказа, а также подтвердить соответствующими доказательствами вывод о недостоверности информации, содержащейся в представленных документах.
В данном случае Фонд при проверке представленного Учреждением пакета документов установил, что срок действия справки по форме N 070/у, выданной работнику заявителя Балласте О.В. 23.01.2023, действующей в течение 12 месяцев, на момент санаторно-курортного лечения (01.04.2024-15.04.2024) истек.
Стоимость санаторно-курортных услуг, оказанных Балласте О.В., составила 79 380 рублей (счет АО «Курорт Старая Русса» от 02.02.2024 N 196400).
Доводы о недостоверности иных документов, представленных Учреждением для получения названного финансового обеспечения, Фондом не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что заявителем были исполнены требования Приказа N 467н в части документов, подтверждающих наличие оснований для получения финансового обеспечения на проведение специальной оценки условий труда в сумме 175 556 руб. 10 коп., а также на санаторно-курортное лечение в сумме 167 200 руб. (в том числе в связи с направлением на санаторно-курортное лечение Авдониной Т.А. в сумме 58 000 руб., Мартыненко С.Л. в сумме 54 600 руб., Аникиной О.П. в сумме 54 600 руб.).
Таким образом, Отказ Фонда в финансовом обеспечении в 2024 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя является необоснованным в части 342 756 руб. 10 коп., и решение Фонда в указанной части является недействительным.
Указанные Фондом доводы не свидетельствуют о недостоверности представленной обществом информации.
Недостоверная информация — это информация, не соответствующая действительности.
В нарушение требований пункта 11 Правил N 467н в оспариваемом решении отделения отсутствует какое-либо обоснование данной причины отказа, указание на конкретные документы, которые, по мнению фонда, содержат недостоверную информацию.
При таких обстоятельствах суд фактически лишен возможности установить правомерность выводов, сделанных фондом при рассмотрении материалов и заявления общества, и послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах Отказ Фонда в финансовом обеспечении в 2024 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя является необоснованным в части 342 756 рублей 10 копеек, и решение Фонда в указанной части является недействительным.
Заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2024 по делу N А56-96251/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Д.С.ГЕВОРКЯН
М.Г.ТИТОВА
——————————————————————