ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2025 г. N 35-АД25-10-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Шкабаро Юрия Ивановича на определение судьи Центрального районного суда города Твери Тверской области от 12 ноября 2024 года N 12-2649/2024 о возврате жалобы на ответ заместителя прокурора Тверской области от 6 августа 2024 года N 7-934-2014/Он2740-24 без рассмотрения и состоявшиеся в порядке его обжалования определение судьи Тверского областного суда от 16 января 2025 года N 7-2/2025 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2025 года N 16-1908/2025,
установил:
по результатам рассмотрения многочисленных обращений Шкабаро Ю.И. в прокуратуру Тверской области заместителем прокурора Тверской области 6 августа 2024 года заявителю дан ответ N 7-934-2014/Он2740-24, оформленный в форме информационного письма, о принятых по ранее поступившим от Шкабаро Ю.И. заявлениям решениях, произведенных (производимых) действиях и актах прокурорского реагирования, а также об отсутствии оснований для принятия мер, поскольку в обращениях достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений, не имеется.
Не согласившись с данным письмом, Шкабаро Ю.И. обжаловал его в Центральный районный суд города Твери Тверской области в соответствии со статьями 30.9, 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Центрального районного суда города Твери Тверской области от 12 ноября 2024 года N 12-2649/2024, оставленным без изменения определением судьи Тверского областного суда от 16 января 2025 года N 7-2/2025 и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2025 года N 16-1908/2025, жалоба Шкабаро Ю.И. возвращена заявителю без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Шкабаро Ю.И. выражает несогласие с ответом заместителя прокурора Тверской области от 6 августа 2024 года N 7-934-2014/Он2740-24 и состоявшимися в порядке его обжалования судебными актами.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 данного Кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 указанной статьи.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 этой статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Исходя из анализа приведенных норм, такое определение выносится по сообщению, заявлению физического лица в случае, если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Ответ заместителя прокурора Тверской области от 6 августа 2024 года N 7-934-2014/Он2740-24, оформленный в форме информационного письма, отказом в возбуждении дела об административном правонарушении не является; содержит сведения по многочисленным обращениям Шкабаро Ю.И. в различные органы государственной власти, организации и учреждения о принятых решениях, произведенных (производимых) действиях, актах прокурорского реагирования, а также об отсутствии оснований для принятия мер.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 названного Кодекса.
Предметом пересмотра в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из содержания закрепленных в ней норм, могут являться постановление и (или) решения, состоявшиеся по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, жалоб на постановление по такому делу, а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения и (или) определения, вынесенные по результатам изучения жалоб.
Решением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, принятым по результатам рассмотрения материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является акт, принятый в форме процессуального документа (определения).
Ответ заместителя прокурора Тверской области от 6 августа 2024 года N 7-934-2014/Он2740-24, оформленный в форме информационного письма, таким решением (определением) не является и не может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указание в этом письме на отсутствие оснований для принятия по обращениям мер ввиду отсутствия в них достаточных данных, свидетельствующих о наличии событий административных правонарушениях, не свидетельствует об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 названного кодекса.
Согласно пункту 1, 3 части 1 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
При этом по смыслу положений главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе возвратить без рассмотрения жалобу на постановление (решение, определение) по делу об административном правонарушении в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие принятию ее к рассмотрению.
При подготовке к рассмотрению жалобы Шкабаро Ю.И. на обжалуемое письмо судья районного суда, установив, что имеются обстоятельства, исключающие производство по делу в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно возвратил жалобу Шкабаро Ю.И. на это письмо без рассмотрения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 мая 2013 года N 777-О указал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
В постановлении от 30 марта 2021 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации в числе прочего отметил, что при поступлении обращения гражданина уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, имея в виду, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений. Так, согласно статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело о нем (часть 3). В силу части 5 статьи 28.1 этого Кодекса при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по обращению физического лица, содержащему данные о наличии события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом, рассмотревшим обращение, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Данный Кодекс не предусматривает возможность отказа в возбуждении дела в иной форме, в том числе в форме письменного ответа, направляемого заявителю по правилам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло определение в соответствии с частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразив отказ в иной форме, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 1, пункт 1 части 1 статьи 128, глава 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 29, глава 24) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2021 года N 9-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2024 года N 2659-О).
Выводы судьи районного суда в соответствующей части основаны на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактических обстоятельствах, установленных при подготовке жалобы к рассмотрению, и сомнений не вызывают.
Указание судьей районного суда на то, что Шкабаро Ю.И. в целях защиты своих прав и законных интересов может обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, согласуется с приведенной позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Определение судьи районного суда о возвращении жалобы является законным, правовые основания для его отмены отсутствуют.
О месте, дате и времени рассмотрения жалобы на определение судьи районного суда Шкабаро Ю.И. извещен (т. 2, л.д. 19, 27), заявленные им ходатайства и отвод разрешены судьей областного суда в установленном законом порядке (т. 2, л.д. 29 — 31). Жалоба Шкабаро Ю.И. на данное определение рассмотрена судьей областного суда в его отсутствие с соблюдением требований частей 2, 3 статьи 25.1 и пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на определение судьи районного суда рассмотрены судьями областного и кассационного судов в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, оснований для изменения или отмены судебных актов в соответствии с пунктами 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 — 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
определение судьи Центрального районного суда города Твери Тверской области от 12 ноября 2024 года N 12-2649/2024 о возврате жалобы Шкабаро Ю.И. на ответ заместителя прокурора Тверской области от 6 августа 2024 года N 7-934-2014/Он2740-24 без рассмотрения и состоявшиеся в порядке его обжалования определение судьи Тверского областного суда от 16 января 2025 года N 7-2/2025 и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 мая 2025 года N 16-1908/2025, оставить без изменения, жалобу Шкабаро Ю.И. — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
——————————————————————