ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2025 г. N 5-АД25-103-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу адвоката Устарханова М.У., действующего на основании ордера в защиту ООО «Новая Земля», на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 14 июня 2022 года N 2098/ООКПИГ/22ЮЛ, решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 8 декабря 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 31 августа 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2024 года, вынесенные в отношении ООО «Новая Земля» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 14 июня 2022 года N 2098/ООКПИГ/22ЮЛ, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда города.Москвы от 8 декабря 2022 года, решением судьи Московского городского суда от 31 августа 2023 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2024 года, ООО «Новая Земля» (далее также — Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Устарханов М.У. выражает несогласие с состоявшимися по данному делу актами, ставит вопрос об их отмене, полагая привлечение Общества к административной ответственности необоснованным.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
За аналогичные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрена административная ответственность частью 4 названной статьи.
В соответствии пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 1 Примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (пункт 2 данного Примечания).
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной 21 сентября 2021 года на основании соответствующего распоряжения уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов внеплановой выездной проверки требований миграционного законодательства на строительном объекте (коттеджный поселок «Юсупово-Вилладж») по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, в районе деревни Юсупово, установлено, что ООО «Новая Земля» допустило к осуществлению трудовой деятельности на данном объекте в качестве водителя трактора гражданина Республики Армения Б. и в нарушение требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не уведомило о данном обстоятельстве территориальный орган федерального органа исполнительной власти в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Действия (бездействие) Общества, являющегося заказчиком (застройщиком) означенного выше строительного объекта, не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, все зависящие от него меры для соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе посредством осуществления контроля за соблюдением подрядными организациями этих требований, квалифицированы по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами настоящего Кодекса и законодательства в означенной сфере, а доводы жалобы установленные должностным лицом и судами обстоятельства и выводы о виновности Общества в совершении данного противоправного деяния не опровергают.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Право Общества на защиту при производстве по делу реализовано.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей назначено Обществу в пределах санкции части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей кассационной инстанции в установленной статьями 30.12 — 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 — 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 14 июня 2022 года N 2098/ООКПИГ/22ЮЛ, решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 8 декабря 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 31 августа 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2024 года, вынесенные в отношении ООО «Новая Земля» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Устарханова М.У. — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
——————————————————————