ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2025 г. N 31-АД25-14-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Исайкина Виктора Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Алатырь Чувашской Республики от 17 июля 2024 г., решение судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2025 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 апреля 2025 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия (МУП) «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» (далее также — предприятие) Исайкина Виктора Геннадьевича,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Алатырь Чувашской Республики от 17 июля 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2025 г. и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 апреля 2025 г., директор МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» Исайкин В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Исайкин В.Г., заявляя о незаконности постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ставит вопрос об их отмене с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 названного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики на основании обращения гражданина, запроса депутата Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва и поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей», в ходе которой установлено, что в период с ноября 2023 г. по январь 2024 г. предприятие не предоставляло нормативный уровень обеспечения жителей многоквартирных домов, расположенных в мкр. Стрелка в г. Алатырь, теплоснабжением.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 (Требования к качеству коммунальных услуг) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила), нормативная температура воздуха в жилых помещениях — не ниже + 18°C (в угловых комнатах — + 20°C); снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя РФ) от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
2 августа 2023 г. температурный график сетевой воды, подаваемой от котельных, принадлежащих МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей», в отопительный сезон 2023 — 2024 гг., утвержден главой администрации г. Алатырь и согласован директором данного предприятия.
Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики совместно с Государственной жилищной инспекцией по Чувашской Республике на основании анализа информации о среднесуточной температуре наружного воздуха, предоставленной Чувашским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) — филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС)», температурного графика и среднесуточных температур сетевой воды системы отопления дома, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания (ООО УК) «Горжилком» с общедомового прибора учета тепловой энергии, смонтированного в доме, выявлено, что температура теплоносителя на вводе в домах N 14, N 15, N 24, N 25 и N 30 в мкр. Стрелка в г. Алатырь на подающем трубопроводе не соответствовала утвержденным параметрам.
Согласно пункту 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) от 24 марта 2003 г. N 115 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 сентября 2025 г. в связи с изданием приказа Минэнерго России от 14 мая 2025 г. N 511), отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.
В нарушение указанной нормы среднесуточная температура подающей сетевой воды на вводе в дом, на границе эксплуатационной ответственности не соответствовала температурам, указанным в температурном графике на котельную, была занижена от заданной температурным графиком более чем на 3%, что свидетельствует о ненадлежащем теплоснабжении ресурсоснабжающей организацией и повлекло понижение температуры воздуха в жилых помещениях.
Установлено, что в период с 21 ноября 2023 г. по 11 декабря 2023 г. и с 1 по 31 января 2024 г. температура теплоносителя на вводе на подающем трубопроводе не соответствовала утвержденным параметрам в домах N 14, N 15, N 24, N 25, N 30, N 41 в мкр. Стрелка, N 9 по ул. Комарова, N 94 по ул. 40 лет Победы, N 33 по ул. Урицкого, N 36, N 38 по ул. Горького, N 37 по ул. Советская, N 30 по ул. Комсомола в г. Алатырь.
При этом значительное занижение температуры от заданной температурным графиком зафиксировано с 1 по 15 января 2024 г. (от 7,48% до 24,3%), с 18 по 19, с 22 по 26 января 2024 г.
В результате несоответствия подаваемой температуры заданной температурным графиком в жилых помещениях многоквартирных домов температура воздуха в означенные периоды являлась ненормативной.
16 февраля 2024 г. по результатам проверки заместителем Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики директору МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» Исайкину В.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы проведения отопительного сезона (далее — представление).
В указанном представлении заместителем прокурора изложено требование о его безотлагательном рассмотрении и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих (пункт 1); рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (пункт 2); извещении прокурора о времени и месте рассмотрения представления для участия в нем (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок (пункт 4).
Представление получено 21 февраля 2024 г.
15 марта 2024 г. директором предприятия Исайкиным В.Г. прокурору дан ответ N 491.
Представление рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры (о времени и месте рассмотрения представления прокурор не извещался). Ответ не содержит сведений о принятии конкретных мер по выполнению требований прокурора, устранению выявленных нарушений, представляет собой возражения на представление.
25 марта 2024 г. заместителем Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в отношении директора МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» Исайкина В.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту умышленного невыполнения изложенных в представлении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, непринятия конкретных мер по устранению нарушений требований законодательства, рассмотрения представления без участия представителя прокуратуры и уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения.
Умышленное невыполнение изложенных в представлении требований прокурора в этой части послужило основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копией обращения гражданина, копией депутатского запроса, справкой о совместно проведенной проверке, представлением прокурора, ответом на представление и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 названного кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Правомерность привлечения директора предприятия Исайкина В.Г. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение изложенных в представлении законных требований прокурора о принятии конкретных мер по устранению нарушений требований законодательства, рассмотрении представления с участием прокурора и уведомлении прокурора о времени и месте его рассмотрения сомнений не вызывает.
Действия указанного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и Закона о прокуратуре.
Довод жалобы о нахождении Исайкина В.Г. на момент поступления представления в очередном ежегодном отпуске и адресации представления иным должностным лицам не ставит под сомнение выводы о виновности в совершении вмененного административного правонарушения Исайкина В.Г., являющегося руководителем предприятия и направившего в прокуратуру ответ, из содержания которого следует, что им не приняты конкретные меры по устранению нарушений требований законодательства, рассмотрению представления с участием представителя прокуратуры и уведомлению прокурора о времени и месте его рассмотрения.
Довод жалобы о том, что Исайкин В.Г. не был извещен судьей районного суда о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, своего подтверждения не нашел.
Материалы дела свидетельствуют о том, что соответствующее извещение направлено Исайкину В.Г. по почте (л.д. 81).
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте АО «Почта России» pochta.ru (N 42982004123694), почтовое отправление с извещением прибыло в место вручения 17 января 2025 г. в 12 час. 46 мин., неудачная попытка вручения имела место 18 января 2025 г. в 09 час. 37 мин., оставлено извещение о поступлении означенного почтового отправления, письмо возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения 25 января 2025 г.
Изложенное также подтверждено вернувшимся отправителю конвертом, согласно которому адрес Исайкина В.Г. указан правильно (л.д. 87).
Избранный способ извещения согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, приведенными в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года 5).
Изложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Направленное Исайкину В.Г. извещение является надлежащим.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «судебное» (абзац второй пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).
Жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена судьей районного суда в отсутствие Исайкина В.Г. с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Исайкина В.Г. на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Доводы жалобы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств, повторяют доводы, которые были приведены на предыдущих стадиях производства по делу, являлись предметом проверки судебных инстанций и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых актах. Правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, жалоба не содержит.
Нарушений, которые могли бы быть признаны существенными, повлечь признание доказательств недопустимыми, поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности Исайкина В.Г. в совершении вмененного административного правонарушения и повлиять на исход дела, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Алатырь Чувашской Республики от 17 июля 2024 г., решение судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2025 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 апреля 2025 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» Исайкина Виктора Геннадьевича, оставить без изменения, жалобу Исайкина Виктора Геннадьевича — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
——————————————————————