Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2025 № 18АП-9474/2025 по делу № А07-35897/2024

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2025 г. N 18АП-9474/2025

Дело N А07-35897/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2025 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной Н.В.,
судей Жернакова А.С., Курносовой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сидоренко А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2025 по делу N А07-35897/2024.
В заседании принял участие представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан — Романова Ю.А. (паспорт, доверенность от 16.07.2025, диплом).
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена посредством почтового отправления, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее — истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения) к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее — ответчик, администрация), в котором просит:
— обязать возместить штрафные санкции, возложенные на администрацию, в связи с недостижением плановых значений целевых показателей результативности предоставления субсидий по соглашению о предоставлении в 2021-2023 годах субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, в размере 2 886 523, 05 руб.;
— обязать возместить штрафные санкции, возложенные на администрацию, в связи с недостижением плановых значений целевых показателей результативности предоставления субсидий по соглашению о предоставлении в 2022-2025 годах субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, в размере 161 476, 89 руб.
Решением суда от 12.08.2025 в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
С вынесенным судебным актом не согласился истец и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что администрация не вправе указывать в качестве причины недостижения плановых значений целевых показателей результативности предоставления субсидий «неблагоприятные климатические условия работы», поскольку соответствующее обстоятельство, исключающее ответственность, отсутствует в действующем законодательстве. При этом целевым показателем результативности предоставления субсидии является достижение значения технической готовности объекта и (или) иной показатель, установленный соглашением на предоставление субсидии по состоянию на конец года, но не акт ввода объекта в эксплуатацию, на который ссылается ответчик. Кроме того, истец полагает несостоятельной ссылку администрации на письма, которыми ответчик уведомил Министерство о недостижении целевых показателей, поскольку данный юридический факт должен подтверждаться посредством представления отчета 3-ДГ.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2025 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 02.10.2025.
Во исполнение определения суда, от апеллянта поступили доказательства направления копии жалобы в адрес участников спора, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 260 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства заслушаны пояснения представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством и администрацией заключены следующие соглашения:
— соглашение от 05.04.2021 N 36 «О предоставлении в 2021-2023 годах субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в рамках подпрограммы «Развитие автомобильных дорог на территории Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан» (далее — соглашение N 36);
— соглашение от 15.03.2023 N 6 «О предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан» (далее — соглашение N 6).
Согласно пункту 1.1 предметом соглашения N 36 является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2021-2023 годах бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан субсидии на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минтрансу РБ как получателю средств бюджета Республики Башкортостан в рамках подпрограммы «Развитие автомобильных дорог на территории Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан».
Пунктом 1.2 соглашения N 36 предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий и перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 и приложению N 2 к настоящему соглашению, являющихся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения N 36 администрация обязана обеспечить достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 4 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения N 36 в случае если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до 15 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены и (или) в случае, если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, и в срок до 1 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, и (или) в случае, если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по софинансированию расходных обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.4 соглашения, Министерство обязано рассчитать в соответствии с пунктами 18, 22 и 29 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 796 (далее — правила N 796) объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в бюджет Республики Башкортостан, и направить администрации требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Башкортостан в указанном объеме.
Согласно пункту 4.3.12 соглашения N 36 администрация обязуется возвратить в бюджет Республики Башкортостан не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как указал истец, согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2022 по объекту «Строительство моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе» администрацией не достигнуто значение результативности (плановое — 29,4, фактическое — 0,0), и в срок до 15.03.2022 указанные нарушения не устранены.
Министерством в адрес ответчика направлены письма от 20.04.2022 N М15-2752, от 14.09.2022 N М15-6643 о необходимости возврата части субсидии, однако денежные средства истцу не возвращены.
Согласно пункту 1.1 предметом соглашения N 6 является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2023-2025 годы бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан субсидии на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Республики Башкортостан в рамках подпрограммы «Развитие автомобильных дорог на территории Республики Башкортостан» государственной программы Республики Башкортостан «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан».
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения N 6 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий (перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, перечнем объектов ремонта и капитального ремонта), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1, приложению N 2 и приложению N 9 к настоящему соглашению, являющихся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения N 6 администрация обязана обеспечить достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 4 и приложением N 10 к настоящему соглашению, являющимися его неотъемлемой частью.
В случае если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до 15 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены и (или) в случае, если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, и в срок до 15 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, и (или) в случае, если администрацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по софинансированию расходных обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.4 соглашения, Министерство обязано рассчитать в соответствии с пунктами 18, 22 и 29 правил N 796 объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в бюджет Республики Башкортостан, и направить администрации требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Башкортостан в указанном объеме (пункт 4.1.4 соглашения N 6).
Согласно пункту 4.3.12 соглашения N 6 администрация обязуется возвратить в бюджет Республики Башкортостан не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как указал истец, согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2024 по объекту «Ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, код объекта 80 206 01012» администрацией не достигнуто значение результативности (плановое — 27,5, фактическое — 26,3), и в срок до 15.03.2024 указанные нарушения не были устранены.
Министерством в адрес ответчика направлено письмо от 26.04.2024 N М15-3420 о необходимости возврата части субсидии, однако денежные средства истцу не возвращены.
Полагая, что бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан надлежит возместить штрафные санкции на общую сумму 3 047 999, 94 руб., из которых 2 886 523, 05 руб. в срок до 01.11.2022 по соглашению N 36 и 161 476, 89 руб. в срок до 03.06.2024 по соглашению N 6, Минтранс РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что перечисленные денежные средства на софинансирование расходов освоены администрацией, ответчиком предприняты все зависящие от него меры для освоения предоставленных субсидий в соответствии с заключенными соглашениями. Доказательств того, что денежные средства в виде субсидий использовались не по целевому назначению и (или) неэффективно истцом не представлено.
Повторно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль над соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из соглашения от 05.04.2021 N 36 и соглашения от 15.03.2023 N 6.
Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в рамках подпрограммы «Развитие автомобильных дорог на территории Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан», а также порядок возврата предоставленных субсидий из местного бюджета в доход бюджета Республики Башкортостан вследствие допущенных нарушений обязательств, определены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2014 N 18.
Из материалов дела следует, что, обращаясь с заявленными исковыми требованиями, истец указал на недостижение ответчиком предусмотренных соглашениями показателей результативности, при этом допущенные администрацией нарушения в установленные соглашениями сроки также не устранены, в связи с чем по расчету Министерства размер подлежащих возврату средств субсидии составил 3 047 999, 94 руб.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в настоящем случае нарушение сроков выполнения работ по соглашению N 36 произошло по причинам, не зависящим от воли ответчика, в связи с чем в отсутствие в материалах дела доказательств недобросовестного поведения администрации, при достижении в целом целей и задач предоставления субсидии, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Так, арбитражным судом правомерно принято во внимание, что работы по строительству объекта «Строительство моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе» осуществлялись в рамках заключенного между администрацией и обществом «Магистраль» муниципального контракта от 13.08.2021 N 144.
Первоначально срок выполнения работ был установлен до 01.12.2021.
В связи с тем, что вышеуказанные работы не были выполнены в срок, в отчете о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2022 по объекту «Строительство моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе» фактическое значение результативности значится цифра 0.
16.12.2021 сторонами заключено дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ до 18.03.2022, однако в связи с неблагоприятными климатическими условиями работы были выполнены до 04.07.2022, подрядчику начислена неустойка в размере 145 048, 67 руб.
Работы по контракту выполнены, оплата произведена, о чем свидетельствуют платежные поручения, приложенные к письму (платежные поручения от 25.08.2022 N 2095 и от 09.09.2022 N 2258).
Изложенные обстоятельства известны истцу, Министерство уведомлено о продлении сроков выполнения работ по объекту ввиду независящих от воли ответчика причин (неблагоприятные климатические условия работы), что подтверждается письмами администрации в адрес Министерства от 19.04.2022 N 89325, от 25.04.2022 N 969, от 20.09.2022 N 2406.
В 2021 году по соглашению N 36 платежными поручениями от 13.10.2021 N 1408, от 07.12.2021 N 1944, от 21.12.2021 N 2253 администрации перечислены средства софинансирования расходов по строительству моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе на общую сумму в размере 28 865 230, 51 руб.
По муниципальному контракту от 13.08.2021 N 144 согласно актам о приемке выполненных работ подрядчику платежными поручениями от 18.10.2021 N 2405, от 10.12.2021 N 2817, от 23.12.2021 N 2971, от 23.12.2021 N 2972 перечислена сумма в размере 28 756 382, 57 руб. Перечисленные средства софинансирования расходов на 2021 год были освоены.
10.08.2022 дополнительным соглашением N 1 к соглашению предусмотрены лимиты по объекту «Строительство моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе» в размере 2 653 680, 67 руб. Платежным поручением от 18.08.2022 N 1100 субсидия в размере 2 653 680, 67 руб. на софинансирование расходов по строительству моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе перечислена администрации.
Таким образом, уже после направления Министерством письма от 20.04.2022 N M15-2752 ответчику были согласованы и перечислены дополнительные средства.
25.08.2022 платежным поручением N 2095 по дополнительному соглашению от 16.12.2021 N 2 к МК N 144 сумма в размере 2 642 562, 02 руб. перечислена обществу «Магистраль». Перечисленные средства софинансирования расходов на 2022 год были освоены.
Отчетом о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2023 подтверждается, что фактическое значение показателя результативности по объекту «Строительство моста через ручей Карагайлы с. Старый Сибай в Баймакском районе» достигло 29,4 пм.
Данный факт истцом не оспаривается.
Кроме того, из материалов дела следует, что 29.05.2023 между администрацией и обществом «Строительная компания» заключен муниципальный контракт N 126 на выполнение работ по объекту «Ремонт автодороги с асфальтобетонным покрытием подъездная дорога от автомобильной трассы БаймакСерменево до с. Билялово МР Баймакский район РБ».
Дополнительным соглашением срок выполнения продлен до 15.06.2024.
Согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2024 плановое значение показателя результативности по объекту «Ремонт автодороги с асфальтобетонным покрытием подъездная дорога от автомобильной трассы Баймак-Серменево до с. Билялово МР Баймакский район РБ» значится 27,5 км, фактический показатель результативности — 26,3 км. При этом в отчете есть отметка «МК N 126 продлен до 15.06.2024».
Вышеуказанные работы выполнены и приняты администрацией, оплата по муниципальному контракту произведена в соответствии с платежными поручениями от 26.12.2024 N 3857 на сумму 14 136 499, 99 руб., от 27.12.2024 N 3880 на сумму 526 574, 50 руб.
Отчетом о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2025 подтверждается, что плановое значение результативности по объекту «Ремонт автодороги с асфальтобетонным покрытием подъездная дорога от автомобильной трассы Баймак-Серменево до с. Билялово МР Баймакский район РБ» достигнуто.
Данный факт истцом не оспаривается.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выделенные из областного бюджета денежные средства вложены в строительство объектов и использованы ответчиком по назначению, при этом нарушение сроков выполнения работ по соглашению N 36 произошло по причинам, не зависящим от воли ответчика.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств недобросовестного поведения ответчика, а также доказательств нецелевого расходования предоставленных денежных средств, учитывая, что в связи с независящей от ответчика задержкой ввода объекта в эксплуатацию какие-либо негативные последствия для государства не наступили, в то время как допущенное нарушение имеет формальный характер, суд первой инстанции, установив, что заявленные истцом требования об ответственности за нарушение несоразмерны допущенному нарушению, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств того, что денежные средства использованы ответчиком не в соответствии с их целевым назначением, истцом в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Само по себе несогласие подателя апелляционной жалобы с произведенной судом оценкой, имеющейся доказательственной базы, в отсутствие документального опровержения результатов такой оценки, не может влечь отмену судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о взыскании государственной пошлины / распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2025 по делу N А07-35897/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Н.В.ЗОРИНА

Судьи
А.С.ЖЕРНАКОВ
Т.В.КУРНОСОВА

——————————————————————

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных