Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Федерального закона № 736449-8

Проект
N 736449-8

Внесен сенаторами
Российской Федерации А.В. Яцкиным,
А.А. Клишасом, В.С. Тимченко,
И.В. Рукавишниковой, депутатами
Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным,
И.А. Панькиной

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.4.1 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Внести в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2014, N 19, ст. 2330; 2015, N 27, ст. 3950; N 44, ст. 6046; 2017, N 31, ст. 4812; 2024, N 33, ст. 4958) следующие изменения:
1) в наименовании слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
2) в абзаце первом части 1 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)», слова «по проведению проверок или уклонение от таких проверок» заменить словами «по проведению контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора) или уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора)»;
3) в части 2:
а) в абзаце первом слова «проверки, -» заменить словами «контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора), -«;
б) в абзаце втором части 2 слова «в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей» заменить словами «в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей»;
4) в абзаце втором части 3 слова «в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей» заменить словами «в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 19.4.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Принятие Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 248-ФЗ) существенно изменило подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, которая в настоящее время основана на управлении рисками причинения ущерба (вреда) и внедрении системы профилактики нарушения обязательных требований.
В связи с этим в настоящее время периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется отнесением объектов контроля к соответствующей категории риска, а основаниями для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий являются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Кроме того, в целях установления нового правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и снижения административной нагрузки на бизнес Федеральным законом N 248-ФЗ закреплено внедрение новых форм контрольных (надзорных) мероприятий (кроме проверок), а также введена новая терминология.
Необходимо также отметить, что с учетом действующих мер, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в исключительных случаях и в наиболее значимых для общества сферах. Их проведение обусловлено уровнем тяжести возможного причинения ущерба (вреда) охраняемым законом ценностям.
Кроме того, Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения, устанавливающие запрет на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности без проверки.
При таких условиях и с учетом изменившегося правового регулирования общественная значимость каждого проводимого контрольного (надзорного) мероприятия существенно возрастает, а воспрепятствование проведению данных мероприятий влечет значительно более серьезные последствия, чем это было ранее.
Совершение такого административного правонарушения не только затрудняет реализацию полномочий органа государственного контроля (надзора), но также может свидетельствовать о стремлении объекта контроля скрыть иные нарушения законодательства. Кроме того, указанные действия влекут несвоевременное выявление нарушений обязательных требований, которые, в свою очередь, создают риск наступления неблагоприятных последствий. Нанесенный ущерб и затраты на его ликвидацию могут быть несопоставимо выше штрафных санкций, установленных за воспрепятствование проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При этом в настоящее время в некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее воспрепятствовать проведению контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которых могут быть выявлены административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, чем допустить проведение таких мероприятий. Это обусловлено тем, что санкциями отдельных составов административных правонарушений предусмотрены штрафы для должностных и юридических лиц в значительно больших размерах, по сравнению с размерами административных штрафов для таких лиц, предусмотренными в связи с их уклонением от проверки (такая ситуация характерна для административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.8, частями 2 и 3 статьи 14.1.3, статьей 20.4 КоАП РФ).
Так, например, негативная практика уклонения от проверок особенно широко распространена в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг управляющими организациями. С учетом серьезных последствий, которые влечет нарушение лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (штраф для юридических лиц — до трехсот пятидесяти тысяч рублей, а также при определенных условиях — аннулирование лицензии), уклонение от проведения проверки является одним из способов ухода от ответственности. Такая ситуация неизбежно влечет нарушение прав и законных интересов граждан и может создавать условия для возникновения угрозы их жизни и здоровью (в частности, вследствие систематического нарушения управляющей компанией требований законодательства в части содержания общего имущества собственников многоквартирного дома).
Вместе с тем административный штраф должен носить профилактический характер, отвечать целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений и устанавливаться в размере, который делает невыгодным несоблюдение установленных законодательством обязательных требований и совершение административных правонарушений.
С учетом изложенного проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) предлагается синхронизировать положения Федерального закона N 248-ФЗ и КоАП РФ в части используемой терминологии, а также усилить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, а также за повторное совершение такого правонарушения.
Законопроектом предлагается увеличить штрафные санкции по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ за совершение вышеназванных действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, для должностных лиц до размера от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц — до размера от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, а также распространить действие названной части на совершение указанных действий, повлекших невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора).
За повторное совершение указанных правонарушений (часть 3 статьи 19.4.1 КоАП РФ) размер административного штрафа предлагается установить для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Проектируемые изменения будут способствовать более ответственному подходу организаций и их должностных лиц к осуществлению своей деятельности, исполнению требований действующего законодательства, снижению количества административных правонарушений, а также повышению эффективности обеспечения прав и законных интересов граждан.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 19.4.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 19.4.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.