Проект
N 859523-8
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРАВОВОМ
ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2006, N 30, ст. 3286; 2008, N 19, ст. 2094; 2009, N 23, ст. 2760; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 50; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 19, ст. 2309; N 27, ст. 3461; N 30, ст. 4036, 4037, 4040, 4057; N 52, ст. 6951; 2014, N 16, ст. 1831; N 30, ст. 4231; 2015, N 27, ст. 3990; 2018, N 53, ст. 8454; 2019, N 31, ст. 4416; 2020, N 6, ст. 595; N 16, ст. 2573; 2021, N 1, ст. 56; N 9, ст. 1469; N 25, ст. 4787; N 27, ст. 5102, 5185; 2022, N 27, ст. 4608; N 29, ст. 5324; 2023, N 29, ст. 5334; 2024, N 1, ст. 29; N 33, ст. 4956) следующие изменения:
1) абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 2 дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом»;
2) в статье 13:
а) в пункте 4.2 первое предложение после слов «или патент» дополнить словами «(за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом)»;
б) в пункте 8:
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«В случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории двух субъектов в соответствии со статьей 13.3-1 настоящего Федерального закона работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны подавать уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в каждом субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. При этом если иностранный гражданин, в отношении которого работодателем или заказчиком работ (услуг) уже подавалось уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, начинает осуществление трудовой деятельности в другом субъекте Российской Федерации, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан подать уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел того субъекта Российской Федерации, в котором трудовая деятельность начинается, в течение трех рабочих дней с момента ее начала.»;
абзацы второй — пятый считать соответственно абзацами третьим — шестым;
3) абзац первый пункта 16 статьи 13.3 изложить в следующей редакции:
«16. Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.3-1 настоящего Федерального закона. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, за исключением случая, предусмотренного указанной статьей.»;
4) дополнить статьей 13.3-1 следующего содержания:
«Статья 13.3-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента в отдельных субъектах Российской Федерации
1. Высшее должностное лицо города федерального значения Москвы с высшим должностным лицом Московской области, а высшее должностное лицо города федерального значения Санкт-Петербурга с высшим должностным лицом Ленинградской области вправе заключить соглашение между соответствующими субъектами Российской Федерации об осуществлении иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности на основании патента, выданного на территории одного из указанных в соответствующем соглашении субъектов Российской Федерации, и о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) таких иностранных граждан к трудовой деятельности в пределах территорий сторон соглашения (далее — соглашение).
2. В случае заключения соглашения:
работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выданного иностранному гражданину (в том числе до заключения субъектами соответствующего соглашения) в одном субъекте Российской Федерации — стороне соглашения, на территории другого субъекта Российской Федерации — стороны соглашения в порядке и на условиях, предусмотренных соглашением;
иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выданного иностранному гражданину (в том числе до заключения субъектами соответствующего соглашения) в одном субъекте Российской Федерации — стороне соглашения, имеют право осуществлять трудовую деятельность у работодателя или заказчика работ (услуг), осуществляющих свою деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации — стороны соглашения, в порядке и на условиях, предусмотренных соглашением.
Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, на территориях субъектов Российской Федерации — сторон соглашения, а иностранные граждане осуществлять такую трудовую деятельность с учетом запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, установленного в соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 настоящего Федерального закона на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Соглашение может быть заключено субъектами Российской Федерации при условии взаимного соответствия:
установленного размера коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
наличия (отсутствия) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина в соответствии с абзацем четвертым пункта 29 статьи 13.3 настоящего Федерального закона.
Данное условие взаимного соответствия должно соблюдаться в течение всего периода действия соответствующего соглашения.
4. В соглашении должны быть определены дата начала действия соглашения, условия предоставления межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации — стороны соглашения из бюджета другого субъекта Российской Федерации — стороны соглашения в целях его реализации и срок действия соглашения.
В соглашение могут включаться сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), по которой (которым) работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности по патенту, ограничения продолжительности времени привлечения работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выдан патент, а также иные условия взаимодействия соответствующих субъектов Российской Федерации.
Заключенное соглашение направляется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации — сторон соглашения в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за пятнадцать календарных дней до определенной в соглашении даты начала действия соглашения.
Информация о заключении соглашения, о дате начала действия соглашения, о сроке действия и прекращении действия соглашения, сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), по которой (которым) работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности по патенту, ограничения продолжительности времени привлечения работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выдан патент, а также иные условия взаимодействия соответствующих субъектов Российской Федерации, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, размещаются на официальных сайтах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать календарных дней до определенной в соглашении даты начала действия соглашения.
5. В случае внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации — сторон соглашения, влекущих несоответствие условиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи, а также в случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о приостановлении выдачи патентов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный срок выдачи патентов на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом действие соглашения прекращается по истечении тридцати дней со дня вступления в силу указанных изменений или соответствующих решений.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — стороны соглашения обязано проинформировать высшее должностное лицо другого субъекта Российской Федерации — стороны соглашения и федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации, влияющих на соблюдение условия взаимного соответствия, установленного пунктом 3 настоящей статьи, в течение десяти календарных дней со дня вступления в силу соответствующих изменений.
Информация о прекращении действия соглашения направляется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации — сторон соглашения в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за пятнадцать календарных дней до даты прекращения действия соглашения.
6. В случае прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, патент иностранного гражданина, выданный в период действия соглашения, продолжает действовать на территории субъекта Российской Федерации, в котором он выдан, в течение срока действия такого патента, но не более одного года со дня его выдачи.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — законопроект) предлагается на территории определенных законом субъектов Российской Федерации предоставить возможность иностранным гражданам, получившим патент на территории одного субъекта Российской Федерации, работать на территории другого субъекта Российской Федерации, и работодателям — право привлекать для работы иностранных граждан, получивших патент на территории иного субъекта Российской Федерации.
При этом обязательным условием такого привлечения иностранных специалистов будет наличие соглашения об осуществлении иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности на основании патента, заключенного между соответствующими субъектами Российской Федерации (далее — соглашение).
Законопроектом предоставляется право заключать соглашения высшим должностным лицам г. Москвы и Московской области между собой, а также высшим должностным лицам г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области между собой при условии взаимного соответствия на протяжении всего срока действия соглашения размера коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда (стоимости авансового платежа по патенту), и наличия (отсутствия) решения об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
Необходимость введения предлагаемого режима взаимного учета выдаваемых патентов на указанных территориях продиктованы особенностями взаимосвязи регионов, результатами анализа правоприменительной практики и статистическими данными. Данные миграционного учета свидетельствуют, что до 15 процентов иностранных граждан, обращающихся за оформлением патента в Московской области, стоят на миграционном учете в г. Москве, и около 8 процентов иностранных граждан, оформляющих патент в г. Москве, стоят на миграционном учете в Московской области.
Хозяйствующие субъекты, объекты которых расположены в двух разных субъектах Российской Федерации, сталкиваются с необходимостью оформления иностранным работникам патента в соседнем субъекте Российской Федерации либо оформления двух патентов одновременно. Особенно это актуально для подрядных компаний при необходимости задействовать трудовые ресурсы на строительных объектах, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для работы на строительных объектах в соседнем субъекте Российской Федерации. При этом оформление патента в другом субъекте Российской Федерации ведет к временным и финансовым затратам как работодателей, так и иностранных граждан.
Законопроект определяет положения, обязательные для включения в соглашение, а также те, которые могут включаться в соглашение дополнительно, порядок прекращения действия соглашения, в том числе в случае изменения законодательства субъекта Российской Федерации — стороны соглашения, принятия решения о приостановлении выдачи патентов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный срок выдачи патентов на территории Российской Федерации, а также порядок уведомления МВД России о заключении (прекращении) соглашения.
Вопросы, связанные с распределением поступлений в бюджет субъектов Российской Федерации за счет налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), а также реализацией полномочий в части регулирования привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на основании патента, регулируются соглашением, что позволит учесть особенности рынка труда соответствующих регионов.
Соглашение не требует изменения порядка оплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ. Оплата НДФЛ осуществляется на территории региона, где иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит повысить мобильность трудовых ресурсов, сократить сроки привлечения их к трудовой деятельности в другом субъекте Российской Федерации и издержки работодателей.
В целях сохранения контроля за трудовой миграцией законопроект предусматривает обязанность работодателя в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории двух субъектов в соответствии с соглашением подавать уведомление о заключении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в территориальный орган МВД России по месту осуществления трудовой деятельности.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определен срок вступления в силу проекта федерального закона — 1 сентября 2025 г.
В законопроекте содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона), не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация положений проекта федерального закона может привести к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, заключивших соглашение, ввиду уменьшения числа оформляемых патентов.
При этом положения проекта федерального закона предусматривают при заключении субъектами Российской Федерации соглашения необходимость закрепить в нем условия предоставления межбюджетного трансферта бюджету одного субъекта Российской Федерации — стороны соглашения из бюджета другого субъекта Российской Федерации — стороны такого соглашения.
Таким образом, компенсация возможных выпадающих доходов бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации будет предоставляться за счет межбюджетного трансферта из бюджета другого субъекта Российской Федерации — стороны соглашения.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЯЕДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» потребует издание приказа МВД России «О внесении изменений в приказ МВД России от 30 июля 2020 г. N 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью корректировки формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг) МВД России или его территориального органа о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) в части включения адресов мест осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашение.
Ответственный исполнитель — МВД России.
Срок подготовки — в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.