Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Решение Московского городского суда от 08.12.2016 по делу N 7-15794/2016

Документ предоставлен КонсультантПлюс

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 декабря 2016 г. по делу N 7-15794

Судья Чубарова О.Г.

Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «МясновЪ-77» А.В.М. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве (далее — ГИТ в г. Москве) от 18 мая 2016 г. и решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ в г. Москве от 18 мая 2016 г. ООО «МясновЪ-77» (далее — Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Мясновъ-77» — без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель ООО «МясновЪ-77» просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

В судебное заседание законный представитель Общества, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, о причинах неявки не сообщил, защитника не направил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы законного представителя Общества А.В.М. в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебное решение подлежащими отмене.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 — 4 настоящей статьи.

В силу положений ст. 227 Трудового кодекса РФ несчастным случаем на производстве признается такой несчастный случай, который произошел с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

В силу ст. 228.1 Трудового кодекса РФ при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме, помимо прочего, в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу.

Как усматривается из материалов дела, 04 мая 2016 г. начальником отдела ГИТ в г. Москве в отношении ООО «МясновЪ-77» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства, проведенной должностными лицами ГИТ в г. Москве в период с 14 марта 2016 г. по 23 марта 2016 г. в отношении ООО «МясновЪ-77», расположенного по адресу: г. Москва, ***, д. 38, установлено, что в нарушение требований ст. 228.1 Трудового кодекса РФ Общество в течение суток не направило в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, а именно — в Департамент торговли и услуг г. Москвы, в отношении которого Общества выступает в качестве подконтрольной ему организации, извещение по установленной форме о тяжелом несчастном случае, произошедшем с управляющей магазином «МясновЪ-77» М.Е.И. 13 февраля 2016 г. в 13 часов 15 минут.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения главным государственным инспектором труда ГИТ в г. Москве постановления о привлечении привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Между тем с таким выводом нельзя согласиться в связи со следующим.

В соответствии с положениями Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В силу п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Согласно п. 4 названного Указа федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

При этом под функциями по контролю и надзору в п. 2 данного Указа понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Статьей 78 Конституции РФ установлено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В соответствии с п. 5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с данным законоположением Указом Мэра Москвы от 19.07.2007 N 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» определен перечень органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, в числе которых значится Департамент торговли и услуг.

Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП утверждено Положение об указанном Департаменте, в котором он определен в качестве отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющим:

функции по реализации государственной политики в сфере оптовой и розничной торговли (в том числе ярмарок), розничных рынков, обеспечения продовольственной безопасности, агропромышленного комплекса, развития сельского хозяйства, общественного питания, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, бытового обслуживания населения, организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг

функции по предоставлению государственных услуг в сфере розничных рынков, оборота алкогольной продукции;

функции по управлению государственным имуществом в сфере оптовой и розничной торговли, розничных рынков, агропромышленного комплекса, общественного питания, бытового обслуживания населения, организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг;

функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности; организации похоронного дела, погребения и оказания ритуальных услуг; государственному контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что Департамент торговли и услуг г. Москвы не является территориальным федеральным органом исполнительной власти, о котором идет речь в ст. 228.1 Трудового кодекса, и имеет статус самостоятельного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, оснований для направления извещения о тяжелом несчастном случае на производстве в Департамент торговли и услуг г. Москвы у Общества не имелось.

Изложенное объективно свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебное решение не могут быть признаны законными и подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 — 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление главного государственного инспектора труда ГИТ в г. Москве от 18 мая 2016 г. ООО «МясновЪ-77» и решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Московского городского суда

О.В.ПАНКОВА

——————————————————————