Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Компания не смогла доказать, что бесплатная передача каталогов — это реклама

По результатам выездной налоговой проверки инспекторы начислили компании налоги (штрафы, пени) на общую сумму около 11 млн рублей. Причиной санкций послужили следующие нарушения НК РФ:

  •  неправомерное включение в «прибыльные» расходы затрат (по безвозмездной передаче ТМЦ), не относящихся к деятельности, направленной на получение дохода;
  •  занижение НДС-базы по бесплатно переданным каталогам с образцами продукции (обои) на сумму 10,9 млн рублей.

Общество попробовало оспорить решение в суде, заявив, что приобретало и раздавало своим контрагентам спорные рекламные каталоги с целью донесения информации о своем товаре до конечных покупателей, поскольку обои могут быть приобретены конечными покупателями только у контрагентов. Рекламные материалы были адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к продукции и на продвижение обоев на российском рынке.

По условиям договора купли-продажи товара в кредит, заключенного между заявителем (продавец) и контрагентами (покупатели), продавец обязуется в том числе предоставить обязательное количество бесплатных рекламно-информационных материалов: каталогов с образцами продукции, пакетов, шариковых ручек, рекламных проспектов, интерьерных фотографий. Передача контрагентам-покупателям указанных ТМЦ подтверждена представленными требованиями-накладными.

Несмотря на представленные доказательства, арбитры пришли к единому мнению:

1) в данном случае имела место безвозмездная передача контрагентам товара (каталогов), являющаяся реализацией, с которой заявитель обязан исчислить и уплатить НДС (ст. 39, 146 НК РФ);

2) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, суды поддержали налоговиков.

Фемида решила спор не в пользу компании, неблагоприятные для нее выводы были сделаны на основании совокупности обстоятельств:

  •  заявитель принял к вычету НДС по каталогам с образцами обоев, которые в дальнейшем безвозмездно передал в адрес своих контрагентов-покупателей;
  •  каталоги реализовывались конкретным фирмам, с которыми у заявителя уже имелись долгосрочные договорные отношения, поэтому основной критерий понятия «реклама» — реализация товара неопределенному кругу лиц — в рассматриваемом случае отсутствовал;
  •  стоимость каталогов с образцами обоев значительно превышала 100 рублей;
  •  передача каталогов для их получателей не носила стимулирующего характера, поскольку такое стимулирование происходило за счет выплаты заявителем в адрес контрагентов премий (бонусов) за достижение определенного договорами объема по закупке товаров;
  •  передача каталогов носила регулярный характер и зависела от факта реализации конкретной серии обоев в адрес определенных контрагентов-покупателей;
  •  не доказано, что стоимость переданных безвозмездно каталогов включена в стоимость основного товара — обоев;
  •  данные каталоги передавались в интересах покупателей заявителя, которые использовали их как инструмент для реализации товара, наравне со стендами, стойками и другими необходимыми атрибутами магазина или выставочного стенда.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 № Ф05-7994/2017

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"