Общество заключило договор транспортной экспедиции по доставке собственной табачной продукции. Согласно договору в обязанность экспедитора входит возмещение клиенту или грузополучателю полной стоимости груза, который был утрачен, недопоставлен или поврежден (испорчен) независимо от того, по чьей вине или по какой причине это произошло.
При выгрузке обнаружили повреждение и недостачу табачной продукции. Компания обратилась в страховую организацию за выплатой суммы страхового возмещения в связи с наступлением указанного события. Это было сделано на основании заключенного между ними договора страхования грузов.
По контракту страховщик возмещает страховую стоимость внутренних перевозок, которые осуществляет страхователь. Ее определяют по товаросопроводительным документам с учетом всех обоснованных платежей и транспортных расходов (фрахта) плюс 10 процентов.
Чтобы установить размер страховых выплат, спецорганизация подготовила сюрвейерский отчет с определением стоимости груза, который был поврежден и утрачен, увеличив эту сумму на 10 процентов.
Страховщик выплатил обществу сумму страхового возмещения, определенную в отчете. После чего обратился к экспедитору с целью взыскать выплаченные денежные средства согласно порядку, установленному ГК РФ.
Не получив оплату, страховщик подал исковое заявление в суд, потребовав возместить ущерб в порядке суброгации.
Три судебные инстанции поддержали требование истца. Они исходили из того, что факт причинения ответчиком ущерба и стоимость его устранения доказаны.
ВС отменил решения судов и направил дело на новое рассмотрение в части взыскания 10-процентной надбавки на основании договора страхования. Суды не учли, что:
— не исследован вопрос о том, соответствует ли спорная сумма объему требований страхователя к экспедиторской организации, каковы основания ее взыскания в пользу страховщика;
— выплаченное страховое возмещение определяет лишь предельную сумму права требования страховщика в порядке суброгации. При этом экспедитор не обязан возмещать ее страховщику в полном объеме;
— в связи со страховым случаем имеются два различных обязательства у разных субъектов, которые определяют их размер по-разному: страховщик — по договору страхования, а экспедитор – по договору транспортной экспедиции. Таким образом, страховое возмещение и компенсация вреда — нетождественные понятия.
Вы можете оставить первый комментарий