Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Акт приема-передачи помещения в аренду: образец заполнения

Согласно статье 606 ГК РФ арендодатель по договору аренды берет на себя обязанность временно предоставить арендатору предмет аренды за плату. Самым распространенным документом, подтверждающим факт исполнения этой обязанности, является акт приема-передачи. Далее представлена инструкция по составлению такого документа в случае временного пользования помещением на договорных началах за соответствующую плату, а также его бланк и образец для скачивания.

Нужен ли акт приема-передачи помещения в аренду

Передача жилого или нежилого помещения в аренду осуществляется на основании передаточного акта или иного документа, подписанного сторонами. Такая норма вытекает из пункта 1 ст. 655 ГК РФ. Обязательство арендодателя считается исполненным с момента передачи площади в пользование и подписания передаточного акта. Данные нормы включены в параграф 4 гл. 34 ГК РФ, относящийся к аренде сооружений и зданий, однако суды в полной мере применяют их и к аренде помещений.

При этом неподписание акта приема-передачи помещения при фактическом его использовании не может являться основанием для освобождения арендатора от уплаты арендных платежей (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 31.01.2017 № Ф10-5685/2016 по делу № А83-6567/2015, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2015 № Ф01-560/2015 по делу № А28-1543/2013). Факты передачи помещения и его эксплуатации могут подтвердить иные документы, а также свидетельские показания.

Согласно пункту 2 ст. 611 ГК РФ арендодатель вместе с помещением должен передать арендатору все принадлежности и документы, необходимые для использования объекта, например, техпаспорт. Если арендатор их не получил, и это затрудняет эксплуатацию помещения, это означает, что арендодатель не исполнил обязанность по передаче арендуемого имущества. Однако если арендатор фактически использует объект аренды, переданный ему без необходимых документов, он не вправе отказаться от уплаты арендных платежей (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2010 по делу № А33-7532/2009).

Согласно пункту 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель должен предоставить арендатору объект аренды в состоянии, соответствующем условиям соглашения и назначению имущества. Арендодатель не признается выполнившим обязанность по передаче, если помещение не соответствует его целевому назначению (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2018 № Ф06-10972/2016 по делу № А57-13978/2015).

Отсутствие акта приема-передачи здания или сооружения не свидетельствует о незаключенности договора аренды (Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2002 № КГ-А40/4466-02) . Однако чтобы избежать споров относительно факта передачи помещения в аренду, его соответствия договору и назначению, а также полноты сопутствующей документации, мы рекомендуем составлять акт приема-передачи помещения в аренду в обязательном порядке.

Кто составляет акт приема-передачи помещения в аренду

Законодательство не устанавливает правила, по которым определенная сторона договора должна взять на себя труд по оформлению акта приема-передачи, однако такое условие может быть прописано в договоре. Обычно его составляет арендодатель, указывая состав сдаваемого внаем имущества и принадлежностей к нему. Акт приема-передачи может быть приложением к договору и являться неотъемлемой частью, если это указано в договоре.
Как составить акт приема-передачи помещения в аренду

Акт можно составить в произвольной форме, но если бланк утвержден договором, лучше использовать именно его.

От того, насколько подробно составлен акт приема-передачи, может зависеть выигрыш в суде в случае возникновения спорной ситуации.

Обратите внимание на наличие следующих сведений.
1. Дата составления акта. От нее отсчитывается срок нахождения имущества в аренде.

2. Место составления акта.

3. Реквизиты договора аренды, к которому составлен акт: номер и дата соглашения.

4. Сведения об арендодателе и лице, подписывающем акт от его имени, документах, подтверждающих полномочия. Реквизиты (ОГРН, ИНН), адрес и реквизиты счета чаще всего указываются в конце акта рядом с подписями сторон.

5. Сведения об арендаторе и лице, подписывающем акт от его имени, документах, подтверждающих полномочия. Реквизиты (ОГРН, ИНН), адрес и реквизиты счета чаще всего указываются в конце акта рядом с подписями сторон.

6. Запись о передаче помещения и документов арендодателем и приеме их арендатором после проверки на соответствие договору.

7. Описание помещения: кадастровый номер, площадь, номер, тип этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение, номер помещения на поэтажном плане, наименование помещения (при наличии), адрес. Необходимые данные можно найти в договоре или выписке из ЕГРН.

8. Описание состояния помещения. Чем больше сведений указано в данном разделе, тем больше гарантий получает каждая из сторон: арендодателю будет проще взыскать убытки в случае причинения ущерба, арендатору — легче доказать размер реального ущерба. Лучше всего перечислить не только технические характеристики конструкций помещения, но и степень их износа, включая полы, окна, перегородки и двери. Можно указать материалы, из которых изготовлена отделка, приложить фото, закрепив факт фотофиксации в акте. Фотографии в этом случае должны быть напечатаны в двух экземплярах и предоставлены обеим сторонам.

9. Перечень мебели и оборудования, передаваемых с помещением, с указанием наименования, количества, состояния и стоимости (желательно).

10. Перечень принадлежностей к помещению: инженерные сети и коммуникации, ключи, пропуска.

11. Перечень документов, которые передаются с помещением, с указанием наименования, формы (оригинал, копия) и количество листов.

12. Показания счетчиков тепла, воды, электроэнергии на момент передачи помещения для расчетов за ЖКУ.

Обсуждение