Чтобы защититься от недобросовестной конкуренции в контрактной системе при осуществлении конкурсов или аукционов, используют антидемпинговые меры. В нашем материале расскажем, что они собой представляют. Поговорим о том, в каких случаях и как заказчику нужно применять такие меры, чтобы избежать нареканий.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
Что такое антидемпинговые меры
Антидемпинг — это специальные меры, предусмотренные Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом законодатель не дает расшифровку понятия «демпинг». Как правило, под эти термином понимают уменьшение при закупках их участником цены контракта на 25 процентов и больше в сравнении с его начальной максимальной ценой (НМЦК).
В описанной ситуации как раз и требуется использовать меры против демпинга (ч. 1, 2 ст. 37 закона № 44-ФЗ). Они направлены на обеспечение добросовестной конкуренции при проведении торгов, а также на защиту заказчиков и исполнителей от недобросовестных действий. Благодаря таким мерам участник, который в действительности не может выполнить предусмотренные в контракте обязательства, не вправе необоснованно занизить его цену.
Случаи применения антидемпинговых мер
Использовать антидемпинговые меры допускается, если объявлены конкурс или аукцион. При электронном запросе котировок такие меры не предусмотрены, поэтому использовать их нельзя. Если проводится названный способ закупки, уменьшение цены контракта на 25 процентов и больше не будет считаться демпингом.
В ряде ситуаций правила против демпинга не применяются, как то:
- нет необходимости в обеспечении исполнения контракта в соответствии с ч. 8 ст. 96 закона № 44-ФЗ;
- происходит закупка товаров из перечня жизненно важных лекарств, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р. При этом цена медикаментов снижена не больше, чем на четверть по отношению к их зарегистрированной предельной отпускной стоимости (ч. 12 ст. 37 закона № 44-ФЗ);
- оформляется энергосервисный контракт (письмо Минэкономразвития РФ от 17.08.2016 № Д28и-2871);
- не предусмотрено условие об обеспечении исполнения контракта в ситуации, когда на это имелось право (письмо Минфина РФ от 17.11.2023 № 24-06-06/110223). Нужно учитывать, что прежде Минфин высказывал другую позицию по этому вопросу (письмо от 23.01.2023 № 24-06-06/4534).
Меры против демпинга не действуют, если цена победителя меньше НМЦК на 25 процентов из-за предоставления преференций отечественным товарам по закону № 44-ФЗ. Преимущество на торгах товарам российского производства гарантируется на основании пп. «а» п. 3 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ. Предложение участника закупки в этом случае уменьшается на 15 процентов при оценке заявок. Если первоначальное снижение участника составляло меньше 25 процентов, антидемпинговые меры применяться не будут. Такой подход связан с тем, что правила против демпинга используют по отношению к выдвигаемой участниками цене, а не к той цене, которая определена в зрезультате предоставления преференций российским товарам (ч. 1, 2 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
В отношении единственного поставщика антидемпинг может применяться только при заключении контракта по итогам несостоявшейся процедуры. Если же с единственным поставщиком контракт заключили по другим причинам, указанные меры использовать нельзя (ч. 1, 2 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
А вот при проведении совместных закупок по закону № 44-ФЗ меры против демпинга в любом случае осуществляются. Никакие исключения в этой сфере российским законодательством не предусмотрены.
Если меры против демпинга обязательны для конкретной ситуации, то заключение контракта в обход них может повлечь наложение административного штрафа. В то же время использование указанных мер в случаях, которые не прописаны в законе, также может привести к ответственности.
Применение антидемпинговых мер
Порядок, в соответствии с которым заказчик должен применять меры против демпинга, зависит главным образом от НМЦК аукциона или конкурса. Если эта цена больше 15 млн рублей, предложения победителей, которыми НМЦК снижена на 25 процентов и больше, обеспечиваются в увеличенном размере. Также состав антидемпинговых требований определяется предметом закупки и способом ее осуществления.
Основания и условия применения мер против демпинга должны быть детально описаны в бумагах о закупке. Поскольку такие сведения включают в себя требования по обеспечению исполнения контракта, то согласно п. 17 ч. 1 ст. 42 закона № 44-ФЗ они признаются обязательными. В случае отсутствия указанной информации должностным лицам может грозить административная ответственность.
Если объявлена закупка с НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик должен предусмотреть следующее условие. Когда участник процедуры предлагает цену хотя бы на 25 процентов меньше начальной, контракт с ним заключают лишь после того, как будет предоставлено обеспечение его исполнения. Размер обеспечения должен в этом случае быть больше в 1,5 раза величины обеспечения, зафиксированной в бумагах о закупке, и составлять не меньше 10 процентов от НМЦК, а в ряде случаев — не меньше стоимости контракта.
Если имеется пункт о выплате аванса, обеспечение не может оказаться меньше него (ч. 1 ст. 37 закона № 44-ФЗ). При этом участнику, в отношении которого будут осуществлены антидемпинговые меры на основании ч. 1 и 2 ст. 37 закона № 44-ФЗ, аванс не выплачивается (ч. 13 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
При объявлении аукциона и электронного конкурса с НМЦК, которая равна или меньше 15 млн рублей, также потребуется определенное условие. Так, если участник сократит НМЦК на 25 процентов или больше, то при заключении контракта для него возможны две альтернативы действия (ч. 2, 3, 5 ст. 37 закона № 44-ФЗ):
- Или предоставить увеличенное на основании ч. 1 ст. 37 закона № 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.
- Или предоставить свидетельство своей добросовестности, а также обеспечение исполнения контракта, величина которого предусмотрена в бумагах о закупке. Чтобы подтвердить свою добросовестность, участнику придется вместе с подписанным проектом контракта передать информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую выполнение им на протяжении 3 лет до даты подачи заявки 3 контрактов. Цена одного из них должна составлять не меньше 20 процентов от НМЦК, прописанной в бумагах о данной закупке. При этом по представленным контрактам не должны быть применены неустойки. Нужно учитывать, что даже если лицом проведены компенсационные перечисления штрафа или пени, это говорит лишь об отсутствии у него неоплаченной суммы неустоек, но не об исключении факта их применения (письмо Минфина РФ от 25.01.2024 № 24-06-06/5682).
В этом же порядке, но с учетом некоторых нюансов, устанавливают антидемпинговые требования и при проведении закрытого конкурса с НМЦК, равной 15 млн рублей или меньше. В этом случае сведения о добросовестности нужно запросить не при заключении контракта, а раньше — в составе заявки для участия в конкурсе. Если участник такую информацию не представит, он обязан обеспечить исполнение контракта в полуторном размере по сравнению с размером обеспечения, указанном в приглашении и документации (ч. 4 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
Осуществление мер против демпинга не сказывается на размере обеспечения гарантийных обязательств по контракту. Такие меры затрагивают лишь размер обеспечения исполнения контракта (ч. 1, 2 ст. 37 закона № 44-ФЗ). Что же касается обеспечения гарантийных обязательств по контракту, заключенному с применением мер против демпинга, то оно предоставляется в обычном порядке.
Если объявлен конкурс на выполнение НИОКР, технологические работы или консультационные услуги, то помимо общих мер против демпинга заказчик может предусмотреть в порядке рассмотрения и оценки заявок отличие в значимости критериев оценки заявок исходя из величины сокращения НМЦК. Так, для заявок с уменьшением цены на 25 процентов и больше устанавливают величину значимости критерия «цена контракта», равную 10 процентам.
При этом для других заявок величину значимости критериев определяют в общем порядке с учетом п. 36 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 и позиции 11 приложения № 2 к указанному положению (ч. 7, 8 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
В случае проведения конкурса или аукциона на поставку товаров, которые требуются для нормального жизнеобеспечения населения, то кроме общих антидемпинговых мер нужно установить еще одно требование к участникам. Оно заключается в предоставлении обоснования предложенной стоимости контракта, если он снижает НМЦК на 25 процентов и больше. При закрытом конкурсе такое обоснование должно входить в состав заявки, а в остальных случаях должно быть передано совместно с подписанным проектом контракта (ч. 9, 10 ст. 37 закона № 44-ФЗ). Указанное обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, где зафиксированы цена и количество товара, бумаги, говорящие о наличии товара у участника, а также другие документы и расчеты, свидетельствующие о возможности поставки товара по предложенной стоимости. В частности, это могут быть расчеты ценового предложения, учитывающие действующие сделки участника закупки с изготовителями или поставщиками, складские документы (ч. 9 ст. 37 закона № 44-ФЗ, Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2023 № 310-ЭС23-10279 по делу № А83-19605/2021).
Нужно иметь в виду, что участник закупки по закону № 44-ФЗ не вправе подтвердить свою добросовестность договорами, заключенными по закону № 223-ФЗ. Законодатель предусмотрел, что добросовестность может быть подтверждена лишь сведениями о контрактах, которые зарегистрированы в реестре контрактов (ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
Если участник, с которым должен заключаться контракт по итогам электронной закупки, демпингует, ему направляют на подписание проект контракта в общем порядке. Однако после возвращения подписанного контракта заказчик должен проверить размер представленного им обеспечения исполнения контракта. Если НМЦК составляет свыше 15 млн рублей, а демпингующий участник представил обеспечение в обычном размере, то его признают уклонившимся от заключения контракта (ч. 6 ст. 37 закона № 44-ФЗ). Если же НМЦК была равна 15 млн рублей или меньше, а участник предоставил обеспечение в общем размере, нужно проверить информацию об исполненных контрактах, которые участник направил в качестве подтверждения своей добросовестности. Также заказчик должен сверить полученные данные с реестром контрактов.
Если требуемые сведения не были представлены, недостоверны или не соответствуют минимальным условиям, позволяющим считать участника добросовестным, участника будут считать уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 37 закона № 44-ФЗ). Тогда в ЕИС сформируют протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, а затем разместят его в данной системе и на электронной площадке не позже рабочего дня, идущего за днем окончания срока для выполнения соответствующих требований, в частности, относительно подписания контракта. При этом в день размещения в ЕИС указанного протокола в антимонопольную службу направят заявление о включении информации об участнике в РНП (п. 2 ч. 6 ст. 51 закона № 44-ФЗ).
В данной ситуации контракт заключат с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер, если она не отозвана (ч. 7 ст. 51 закона № 44-ФЗ). Если же цена контракта, предложенная таким участником, тоже уменьшена на 25 процентов или больше по сравнению с НМЦК, к нему также применяют меры против демпинга (ч. 11 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
Если был объявлен закрытый конкурс, сведения о своей добросовестности участник должен представить в составе заявки. Если будет установлено, что эта информация недостоверна, заявку отклонят. В остальных случаях, даже если информация не будет представлена, заявку примут, поскольку участник все еще может соблюсти антидемпинговые правила, представив увеличенное обеспечение исполнения при заключении контракта (ч. 4 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий