Внезапное появление денег на банковской карте может вызвать не только радость, но и тревогу. Если отправитель неизвестен, важно действовать осторожно, чтобы избежать проблем с банком или мошенниками. В этой статье разберемся, как поступить в такой ситуации, как выяснить источник перевода и что делать, если просят вернуть деньги.
Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Неизвестный перевод на карту: что делать
- Как узнать, откуда пришли деньги на карту
- Перевели деньги на карту и просят вернуть
Неизвестный перевод на карту: что делать
Неожиданный приход денежных средств от незнакомца может произойти по разным причинам.
Во-первых, отправитель может допустить ошибку в реквизитах, то есть случайно указать неверные данные при переводе — не тот номер счета или телефона получателя.
Согласно законодательству ошибочно зачисленные средства считаются неосновательным обогащением. Если их потратить, владелец денег вправе потребовать их возврата. В случае отказа он может обратиться в суд, и тогда придется вернуть сумму в принудительном порядке.
Во-вторых, может произойти сбой в банковской системе.
Хотя подобное случается редко, технические ошибки при обработке платежей возможны. Обычно банк самостоятельно исправляет такие ситуации и списывает ошибочно зачисленные средства. Однако для подстраховки лучше уведомить службу поддержки банка о непонятном поступлении.
Даже если деньги по ошибке временно оказались на счету, они не принадлежат его владельцу. Их придется вернуть, как только банк или отправитель обнаружат эту ошибку.
В-третьих, возможно поступление денег из-за намеренных действий мошенников.
Злоумышленники могут использовать несколько схем:
- ложный возврат средств. Мошенники просят вернуть «ошибочно» переведенные деньги, но на другие реквизиты. На самом деле они могут использовать получателя для обналичивания средств с украденных счетов;
- подставные магазины. Мошенники могут указать счет как реквизиты для оплаты в фальшивом интернет-магазине. Позже к получателю могут обратиться обманутые покупатели или преступники;
- фальшивые уведомления. В этом случае реального перевода нет — получателю лишь присылают поддельное СМС о зачислении средств, после чего злоумышленники требуют «вернуть» деньги.
Если в первых двух случаях получателя могут вовлечь в преступную схему, то в третьем он рискует лишиться собственных средств, переведя их мошенникам.
Первое правило при получении неожиданных денег — отнестись к ситуации настороженно. Даже если сумма кажется незначительной, она может быть отправлена по ошибке или с корыстными целями.
Порядок действий при получении перевода от неизвестного лица такой:
1. Проверить источник перевода. Для этого нужно войти в мобильное приложение или интернет-банк и изучить детали платежа. Иногда в назначении платежа указана информация об отправителе (например, название организации или Ф.И.О.).
Если данных недостаточно, следует обратиться в банк по телефону горячей линии или посетить отделение, чтобы выяснить, кто отправил деньги.
2. Не поддаваться на провокации. Нередко случается так, что после перевода получателю денежных средств начинают звонить или писать с просьбой вернуть деньги. В этой ситуации главное не спешить. Это может быть мошеннической схемой.
3. Ни в коем случае не тратить чужие деньги! Впоследствии их все равно могут взыскать, если выяснится, что перевод и в самом деле был совершен ошибочно. Если суд удовлетворит требование о возврате денег, он также может взыскать и проценты за незаконное пользование ими, начиная с того момента, когда получатель узнал или должен был узнать о том, что средства перечислены ему ошибочно (п. 2 ст. 1107 ГК РФ).
Приведем пример из судебной практики. В 2016 году жительница Казани оформила кредит, на который собиралась отремонтировать квартиру. Однако из-за того, что при осуществлении перевода рабочему она ошибочно указала не ту цифру в номере телефона, деньги банк перевел другому лицу. Ошибка была обнаружена на следующий день, но банки уже ничем помочь не могли, сославшись на то, что после зачисления средств отменить операцию нельзя.
Тогда женщина обратилась в суд с иском о неосновательном обогащении получателя платежа. В ответ на предъявленные к нему требования ответчик заявил, что никаких денег не получал, поскольку давно потерял банковскую карту.
Рассмотрев дело, суды в иске отказали. Им показалось странным, что истица, совершив целых 67 операций по переводу денежных средств, сразу не заметила свою ошибку. Кроме того, истица не представила документов, подтверждающих факт заключения договора с рабочим о ремонте, и даже не назвала имя получателя, которому должны были прийти деньги. Таким образом, ей не удалось доказать, что она действительно перечислила деньги на чужой счет.
Дело дошло до Верховного Суда, где доводы лишившейся денег женщины наконец были услышаны. Высшая судебная инстанция обратила внимание на совпадение по времени получения кредита истицей и зачисления денежных средств на карту ответчика. Суд также выяснил, что после спорного перевода с другой карты ответчика производились списания на разные суммы, что могло подтверждать применение им мошеннической схемы против истца. Кроме того, ВС РФ указал коллегам из нижестоящих судов на ошибку, допущенную ими при распределении бремени доказывания. Вместо того чтобы добиваться от ответчика доказательства законности обогащения, они требовали, чтобы истица доказала, что ответчик не имел права на получение денег. В итоге дело вернули на пересмотр в апелляцию, где было принято решение о взыскании денежных средств (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.02.2021 № 21-КГ20-9-К5).
Из другого судебного дела следует, что проценты с неосновательно обогатившегося получателя могут взыскать, даже если он добровольно, хотя не сразу, вернул отправителю переведенные денежные средства. Так, Салаватский городской суд Республики Башкортостан Решением от 26.06.2025 по делу №2-1786/2025 удовлетворил требования истца, который просил взыскать проценты за пользование чужими деньгами с ответчика за то, что он не по первому требованию вернул ему ошибочно перечисленную сумму денег. В итоге получателю денег пришлось заплатить 33 362,84 рубля процентов, 13 тыс. рублей за расходы истца на оплату госпошлины, а также 30 тыс. рублей — на оплату истцом юридических услуг и услуг представителя.
- Сообщить в банк. На первый взгляд поступление чужих денег может показаться мелочью, на которую можно не обращать особого внимания. Однако согласно статье 1102 ГК РФ, деньги, поступившие без оснований, считаются неосновательным обогащением, и их нужно обязательно вернуть владельцу. Именно поэтому банки обязаны реагировать на подобные ситуации и обращения клиентов – проверить перевод и объяснить, как правильнее действовать в сложившейся ситуации.
К тому же, если своевременно не сообщить банку о непонятном переводе, он может заблокировать карту или списать средства при выявлении ошибки.
Как узнать, откуда пришли деньги на карту
Если в описании платежа нет ясной информации, следует попытаться выяснить источник самостоятельно. Для этого можно воспользоваться следующими способами проверки:
1) обратиться в банк. Кредитные организации не всегда раскрывают данные отправителя из-за закона о банковской тайне, но все же можно связаться с ними и попытаться уточнить детали.
К примеру, из решения Наримановского районного суда Астраханской области от 08.07.2025 по делу №2-809/2025 следует, что ПАО «Банк ВТБ» предоставляет информацию о получателях денежных средств. В указанном судебном акте содержится упоминание о том, что истец, обнаружив, что по ошибке перевела 100 тыс. рублей не тому человеку, запросила банк о том, кому поступили ее деньги, а впоследствии направила получателю уведомление о необходимости вернуть сумму неосновательного обогащения;
2) проверить, не было ли ошибочного перевода от знакомых. Иногда люди ошибаются в реквизитах, особенно если номер карты похож на другой;
3) поискать информацию в Интернете. К примеру, если в назначении платежа указано название компании, можно попытаться найти ее контакты и уточнить перевод.
Перевели деньги на карту и просят вернуть
Этот сценарий часто используется мошенниками, но иногда деньги действительно отправлены по ошибке. Возникает вопрос: как же отличить мошенников от реального отправителя?
Все ситуации индивидуальны, но есть некоторые общие черты у мошенников и реальных отправителей. Перечислим их:
1. Мошенники обычно:
— требуют срочно вернуть деньги под угрозой блокировки карты;
— просят перевести средства на другой счет;
— давят на эмоции (к примеру, утверждают, что переведенные деньги предназначались для оплаты лечения ребенка).
2. Вместе с тем реальный отправитель чаще всего:
— готов подтвердить свою личность через банк;
— может предоставить документы (например, платежное поручение);
— не требует срочных переводов на другие реквизиты.
Чтобы безопасно вернуть деньги, нужно:
I. Убедиться, что перевод ошибочный. Для этого стоит проверить, что непонятные деньги действительно поступили на счет или карту, не доверяя одному только СМС-сообщению или другому оповещению об этом. Кроме того, необходимо запросить у отправителя подтверждение перевода с его счета.
II. Оформить возврат денег официально через банк, сохранив подтверждающий документ.
III. Не переводить деньги на другие счета. Мошенники могут попросить отправить деньги «на карту менеджера» или придумать другие способы обмана доверчивого получателя и вынудить его осуществить перевод на нужный им счет.
Вы можете оставить первый комментарий